Как развить музыкальность

mewsic«Да музыкальный ты, музыкальный! Тебе техники не хватает музыку выражать.»
tangopunk

С благодарностью Вячеславу Иванову, Орасио Годою, Марсело Вареле, Клаусу Спрингборгу, Фаусто Карпино, Виле (Александре Вильвовской), Иоанну Морелло, Елене Чувилиной, Дмитрию Прусу, Валере «Чукче» и Юре «Панку»

Что значит «слуха нет»? Если человек слышит музыку и она его сколько-нибудь трогает, он ее различает, иначе бы хит-парадов не было. Передачу высоты нот оставим музыкантам. Танцору нужно другое – нарисовать длительность, интенсивность и эмоциональный посыл звука собственным телом (кроме того, в руках тангеро находится такая прекрасная кисть, как тело партнерши). А то, что чувство ритма залегает вовсе не в том ухе, на которое наступил медведь, подтвердит любая компания, распевающая хором в караоке.

Однако же, профессиональным музыкантам тоже найдется чему поучиться. Все-таки игра на неодушевленном инструменте и передвижение в пространстве на четырех ногах, из которых две не совсем твои – это разные навыки, хоть у них и много общего

Танго – музыка, изначально созданная для удобства танца. В ней есть закономерности, которые делают ее предсказуемой, обусловливают характер движения и оставляют простор для ненадоедающих вариаций. Дело за малым: понимать эти закономерности, различать их, обыгрывать их. Для этого даже не требуется музыкальная грамотность. Что такое синкопа и затакт, преподаватели танго объясняют на тапках (а всё танго-сольфеджио излагается в этом видео). Остальные паттерны подскажет оркестр. Подчас тело реагирует на музыку быстрее, чем регистрирует сознание, и танцоры этим дорожат.

Как работает музыка. Учебный фильм

Здесь главное – побольше слушать. Если свободную минуту можно заполнить музыкой, то пусть это будет танго с перерывами на классику, джаз, фламенко. Не латина: там «кач» существенно иной, и он еще долго «торчит» из пластики пришедших в танго из сальсы.

Радиоприемник, нарисованный в верхнем правом углу нашего сайта, таит в себе диджейскую подборку танцевабельного танго, любовно рассортированного в историческом порядке с 1927 по 2016 год – 52 часовых сета, которые можно слушать онлайн или загрузить как подкасты. Итого, если уделить наслушке час в неделю или всю неделю гонять один сет, удовольствие растягивается на целый год.

Больше сайтов танго-радио
«Tango Altruismo»: скачать бесплатно музыку танго с разбивкой по оркестрам
«Уменьшай энтропию»: самая полная танго-фонотека в лучшем качестве
По верхам: хиты классических оркестров и их танцевальная интерпретация на Youtube
Случайное танго

1. Ритм

Уловив «компАс» танцевального аргентинского танго, вы сможете отличить его от бального стандарта, намертво выглаженного под метроном, и от концертного танго, которое играют и поют уж слишком оригинально, чтобы за темпом было бы удобно гоняться; от убаюкивающих мурлыканий довоенной Европы и от электроники, привычной служить фоном современному человеку, занятому своими делами. Всё это по-своему интересно слуху, но уводит от главной задачи – управления качеством шага. Автору доводилось видеть много «альтернативных» танго-тусовок в разных городах, воспитанных на «альтернативных» плейлистах с непредсказуемым, смазанным или монотонным ритмом. При всех разговорах о безграничном творчестве и самовыражении, выглядели они поразительно одинаково: и хочется почудить, а не с кем. В основе этой одинаковости лежало неумение полно, четко и осознанно переносить вес с одной ноги на другую. Иные умудрялись промахиваться даже мимо очевидных ритмических рисунков оркестра Д’Арьенцо (конечно же, из высоких идейных соображений).

Стоит признать, что зажечь в духе танго под рэп / сальсу / батяров / клезмеров / Бреговича / Нино Катамадзе / Лару Фабиан / Земфиру / Харис Алексиу и т.п. бывает захватывающе, а составление альтернативной танды – вызов для диджея еще тот (мы сами иногда этим грешим на танго-пикниках и домашних «бухлонгах»)). Новички, как правило, спонтаннее «впускают в тело» современный саунд. Вот только музыка диктует образ движения, а танго все-таки рождалось из немножечко иных ритмов. Ритмов 1930х – 1950х, называемых Золотым веком танго, когда его танцевали миллионы, играли тысячи, а запомнились несколько сотен песен, которые вечер за вечером хотели слышать поколение за поколением. Ну а дальше следуют забавные метаморфозы. Когда постура и шаг уже сколько-нибудь похожи на танго, как только уши «прозревают» к игривым узорам, которыми вытканы классические оркестровки, радости «детства» наскучивают. На этнику тело реагирует медляцкой развалочкой, на евроретро – флегмой парковых пенсионеров, и что прикажете ломать? тело об музыку, или мозги об несоответствие между звуком и движением?

Блиц-интервью с аргентинскими танго-диджеями

В ультраконсервативных сообществах встречается другая крайность – все оркестры танцевать, как один, будь то солёный Д’Арьенцо или сахарный Фреседо, в зависимости от климата в тусовке. Поэтому танго «незолотых» периодов – полуфольклорных 20-х, полусимфонических 60-70х, самобытных 90-х и нулевых – слушать тоже важно, чтобы, впитывая их прихотливые законы, сохранять способность следовать за музыкой вниманием, а не привычкой. Тогда есть шансы любой диджейский сюрприз прожить красиво. Либо, сидючи, по крайней мере дать себе отчет: мне правда нравится одна лишь танго-классика? или я боюсь не справиться с музыкой? или не нахожу, с кем это выразить в желаемой манере? или просто ворчу на правах Уже Взрослого Знатока?

Прослушивая танго, хлопайте в ладоши, барабаньте по столу, а лучше – топайте с переносом веса в те моменты, когда оркестр и вокалист делают ударения (эта нота называется «сильная доля» (downbeat) или, для краткости, «бит»). Теперь шагайте, наступая на каждый бит. Ровно посередине между сильными долями находится слабая. К этому моменту нужно успеть прийти в равновесие (дойти до оси, собрать колени и щиколотки), чтобы оттолкнуться в следующий шаг.

Иногда ударения выражены вдвое чаще или, наоборот, через бит. Приучайтесь вовремя набирать разгон для удвоений и не падать в следующий шаг, когда они заканчиваются. Тренируйтесь растягивать шаг на два, а то и на четыре бита, сохраняя в точке равновесия готовность к следующему движению («не умирайте после шага»).

Как сделать простые шаги нескучными

Если дома мало места или нет возможности слушать музыку – приходите на практику!

В нашей памяти оседает: вот сейчас будет «трям», а сейчас замедление. Это дает возможность подготовить и завершить движение вместе с нотой, когда она прозвучит, не раньше и не позже, и к месту вворачивать украшения. Наслушавшись определенного оркестра, мы узнаём его по строению фраз и по логике развития эмоций (даже если не можем назвать имени дирижера). Оттого станцевать незнакомую композицию в знакомом исполнении не труднее, чем спародировать известного поэта.

2. Структура

Хотите, прямо сейчас аранжируем «Мурку» под Энрике Родригеса (кстати, сие произведение изначально было танго-романсом о неверной возлюбленной). Берем за образец прелестнейший фокстрот и напеваем:

Здрав-ствуй-мой-я-мур-ка, (тик-тик) здрав-ствуй-дор-ро-гай-я (тик-тик).
Здрав-ствуй-мой-я-мур-ка-и-про-щаай (паа-браа-раам!)
Ты-за-шу-хе-ри-ла (тик-тик) всю-на-шу-ма-ли-ну (пАрабам!)
И-пе-ро-за-э-то-по-лу-чай (та-ту-та-ти-та-ти-та…)

Уже даже мысленно пляшется, на манер милонги: 

  • шаг-приставка трижды вправо (пауза), шаг-приставка трижды влево (пауза), причем, как вариант, партнер мог идти своими ногами вправо, а ноги партнерши отправить влево, сохраняя объятие – очень забавно;
  • «маятник» вперед-приставка-назад-приставка-так-три-раза-СТОП, фирменный паа-браа-раам обыграть прерванным шагом-пружинкой с одной ноги в три стороны, или кунитой-«колыбелькой»;
  • во всю длину обвинения – «виноградная лоза» (диагональные шаги вперед-назад с приставкой и доворотом) и круговое болео под конец для пущей выразительности,
  • а вместо ножевой атаки – пять шагов на партнершу с сакадным эффектом, от которого ее свободная ножка пролетает над полом по дуге. (Ни одна партнерша не пострадала.)

Ритмические структуры в милонге. Видео

Шут с ними, с шагами. Танго с вокалом обращает наше внимание на границы и логические связи музыкальных фраз. Казалось бы, очевидная вещь, которую иные тангерос умудряются не замечать, привыкши танцевать бит, а не мелодию. Цепочки из шагов они начинают и бросают посреди фразы, либо на полной скорости влетают в следующую. Фигуры лепят когда захотелось, а не там, где акцент или пауза, как знак препинания.

В этом месте один из друзей автора процитировал Аристотеля. Как бегун утомляется, не видя конца пути, как борец нуждается в моменте для броска и моменте для отдыха, так оратору необходимы законченные предложения и паузы. Иначе слушатель (в нашем случае – партнерша) не ухватит смысла и заскучает, как бы оратор (партнер) ни изощрялся в нагромождении метафор (фигур). Отхлопывая сильные доли, вы могли заметить, что многие танцевальные танго-мелодии составлены из фрагментов по 4 или 8 бит, «произносимых» с цельной интонацией. Две перекликающиеся между собой «четверки» связаны в «восьмерку», а 2-3 «восьмерки» образуют законченный смысловой абзац. Когда в конце «восьмерки» голос или инструмент, выводящий мелодию, берет паузу, тянет предыдущую ноту, – на это время воздержитесь от шага. Сделайте вдох, накопите в теле энергию на следующую фразу. Если в «восьмерке» подчеркнуты все 8 бит, остановитесь на последнем, а набору энергии посвятите первый бит новой фразы. Паузу в конце четверки часто заполняет музыкальная подсказка для украшательства.

Использование фигур как «знаков препинания». Видео

Чтобы лучше ощущать фразы, почаще напевайте знакомые мелодии танго – только, пожалуйста, не на ухо партнерше.)) Заодно приучитесь между фразами набирать энергию вдоха…

Подпевайте вокалисту, или всему звукоряду, или отдельным инструментам и фрагментам – это поможет выделять их в дальнейших упражнениях. Не повезло с голосом? Хорошая примета! Аргентинцы считают, что танго можно либо петь хорошо, либо танцевать, и приводят в пример самого Карлоса Гарделя – никудышнего, по воспоминаниям, танцора.

Проанализируйте знакомые мелодии детальнее. Сколько в них логических частей, сколько в каждой части предложений, чем одна часть отличается от другой – какими инструментами, каким настроением, когда какая партия выходит на передний план, какие интересные подзвучки прячутся  «позади», в каких местах бывают паузы, каковы типичные проигрыши, и т.д. Вообразите, как бы это станцевать.

Великолепный пример фразеологии танца… дайте два!

3. Текстура

А теперь фокстрот отставим в сторону, иначе не видать нам кошерно-шикарной танговской динамики с порывами и зависаниями. Она неразрывно связана с таким музыкальным приемом, как rubato – задержка сильной доли. На этом нюансе, точней, его отсутствии, периодически терпят фиаско оркестры с академическим образованием, пытаясь играть для танцоров аргентинского танго. Безупречно ровный ритм делает музыку пресной, как рингтон эпохи первых мобилок, ну, а то, что подорвет народ со стульев, звучало бы примерно так.

ППАррАм… ПарарРААрам… РРАТ-тат-тат-тат-ТАдадАм. Вввурум – вуруРРУрурум – тудуввууууууууууммм…

Дамы и господа, вы прослушали «Мурку» а-ля Освальдо Пульезе (или Пуглиесе, как произносят аргентинцы). К данному оркестру подают большие мощные шаги, так, чтоб на сильную долю еще только оттолкнуться, а на слабую врасти в пол, как кипарис.

Особенности танцевания разных танго-оркестров. Видео

Партнер в этом ролике – в прошлой жизни профессиональный хоровой дирижер. Как преподаватель танго, он убежден: лучший способ научиться соответствовать своим танцем характеру оркестра – ди-ри-жировать композицией, которую слышишь!

Дирижировать тотально. Дышать руками – представить, что руки являются органами дыхания. Пусть взмахи рук раскачают самые глубины тела. От диафрагмы движение распространится дальше, в ноги. А конечности у человека так устроены, что одна стремится двигаться синхронно со второй, будь то две руки, или рука и нога. Оно, конечно, ноги работают малость иначе, чем руки. Но ведь мы сейчас не о технике шага или болео, а о характере, о настроении движения, об общем тонусе и пластике.

Выбрать инструмент и имитировать игру на нем, пока он звучит. Сначала буквально, руками, потом посредством танца. В одиночку («танец с тенью») и в паре. Энергичные шаги в ритм дыхания бандонеона и дорожки шагов под сольные запилы на кнопках. Плавные скрипичные очо. Фортепьянное стаккато – быстрые шажочки с удвоениями, острые отмашки болео в слабую долю, украшения-маркады. Сбились на партию другого инструмента? Ладно уж, мир не рухнул, партнерша не заметила, гурманы ценят и купаж, а это – просто упражнение на осознанность.

Чего ради написано столько нот и сыграно столько аранжировок? Разве для того, чтобы танцевать все оркестры как один? Тогда уже хватило бы и метронома. – Эрнесто Кармона

Превратите кожу, мышцы и кости в орган слуха. Какие осязательные образы вызывает у вас этот оркестр? Опишите их словами. А теперь станцуйте то, что назвали…

Колыхание шелка в морском прибое и волочение резины по металлу (Карлос Ди Сарли), уверенные капли дождя и норовистые лошади, вспугнутые освежающим будильником (Родольфо Бьяджи) – всё это ассоциации ни о чем не подозревавших слушателей. Вернувшись в пары, они обнаружили в своем танце совершенно новые возможности и краски. Со стороны эти изменения смотрелись так же выгодно.

Неплохо бы знать, о чем текст песни. Без этого иностранцы сплошь и рядом попадают впросак, нагнетая высокую драму в сюжет «не гони, моя коняга, тормози у кабака», огнедышащие страсти в песне про маму, или кокетливо украшаясь на словах о смерти любимой девушки. Вот большая подборка русских подстрочников известных танго, а здесь автор сотоварищи периодически постит свои литературные переводы.

Впрочем, и без того на милонгах хватает любителей попрыгать под лирику или пошаркать под ритмику. Но это уже даже не про музыкальность, а про эмоциональный интеллект.

Совсем здорово иметь представление о биографиях руководителей оркестров, находя в манере их игры отголоски мироощущения «фронтменов».

  • Канаро был успешен всесторонне: продал дисков больше всех, а жена только успевала отмахиваться револьвером от солисток. Если в тембре инструментов слышится урчание большого сытого кота, это наверняка Канаро.
  • Д’Арьенцо радиопродюсеры сказали: можешь сбацать танго как милонгу? Это счастливо совпало с его темпераментом (см. историю с затрещинами недостаточно ретивому бандонеонисту), и тем, кто позднее хотел пробиться на радио, настоятельно рекомендовали «играть как Д’Арьенцо». Танцевать его Орасио Годой советует так, будто бы вы только что выиграли миллион долларов.
  • Ди Сарли с юных лет не снимал темных очков из-за несчастного случая в оружейной лавке отца. Называть его имя стало плохой приметой, и взамен даже сегодня самые суеверные портеньос прибегают к прозвищу El Tuerto («Кривой»). Ди Сарли крепко недолюбливал Д’Арьенцо: и выступать норовил подальше, и всячески отстраивался стилистически. Тягучая «страдаль» его мелодий уравновешивается неподражаемой вылощенностью звучания.
  • Толстяк Тройло был меланхолик, алкоголик и добрейшая душа. Все знали: занять денег или поплакаться в жилетку – это к нему. Вошел в историю танго как величайший бандонеонист, равно отличившийся виртуозными вариациями правой руки и патетическими басами левой.
  • Пульезе неоднократно сидел за свои коммунистические убеждения. Соответственно, и в его музыке прорывается борьба, протест, желание изменить мир.

4. Тайминг

Помните, что вы не обязаны танцевать каждую ноту. Человек суетящийся не выглядит быстрым. Успевает тот, кто никуда не спешит.

Чтобы затанцевать вчетверо быстрее, нужно тренироваться вчетверо медленнее. Практикуясь, контролируйте начало, окончание и промежуточные фазы шага. Приноравливайте их к определенным моментам в музыке.

Помните о фразах, представьте мелодию в виде зигзага или волны, синхронизируйте последовательность движений с ее извивами. Меняйте темп. Сравнивайте ощущения. Некоторые связки работают только в динамике и расползаются по швам при пунктирном прорисовывании: «нельзя подпрыгнуть на два метра в два приема» (снова маэстро Годой). Поэтому, как только запомнили раскладку движения в пространстве, начинайте заполнять его энергией.

И да пребудет с вами Танго!

Обнаружили нерабочую ссылку? Дайте знать через комментарий ;)

Как развить музыкальность: 10 комментариев

  1. Что такое «танцевать музыкально»?

    • Одинаковые движения выполнять в различной манере, сообразно музыке: шире, мельче, глаже, резче, чище, вычурней, расслабленней, увесистей, игривей и т.д.
    • Выбирать арсенал движений исходя из характера музыки. Для протяженных, связных звуков (legato) – круговые. Для отрывистых и резких (staccato) – рубленные, острые, линейные. Для сбивчивых синкоп – пружинистые.
    • Подчеркивать отличия разнохарактерных «куплетов» и «припевов» песни: выбором арсенала движений, качества движения, амплитуды, количества украшений и т.д.
    • Не топать упорно в бит, а танцевать сопутствующие ритмические рисунки.
    • Танцевать мелодию ведущего или поддерживающих инструментов.
    • Придерживать и ускорять течение шага, попадая, однако, в ноты (в танго это умение называется cadencia, наводя переводчиков на ложный музыкальный след).
    • Рассчитывать по нотам замах, захлест и возврат ноги (например, чтобы верхняя точка болео попадала в слабую долю между шагами, а ганчо приходилось на синкопу).
    • Рассудительно использовать паузы. Пропускать отдельные ноты, чтобы подчеркнуть другие (хотя безумная погоня за каждой ноткой – это тоже весело).

    • Высший пилотаж – танцевать «в два голоса». Вести партнершу на движения, отличные от партии партнера по ритму и характеру (не так уж это сложно, если вы уже умеете вести партнершины шаги, не симметричные своим). Предоставлять партнерше время и возможность дополнить танец своими украшениями.

    • Слушать друг друга телом, чтобы объединить свои восприятия музыки в совместном движении, а также в самостоятельных украшениях тогда, когда это уместно.

  2. Как ориентироваться в массиве танго-музыки?

    Эта схема поможет приблизительно рассортировать оркестры по духу: линия Фреседо – мелодика, линия Д’Арьенцо – ритм, линия Де Каро – сложности. Но не всё так просто! За время своей деятельности почти все оркестры меняли свое звучание сообразно веяниям времени.

    1920-30е: «старое» танго, в обиходе guardia vieja (строго говоря, часть музыкантов той поры успела стать для нее guardia nueva, но это уже тонкости для самых увлеченных). Яркие представители – Adolfo Carabelli / Orquesta Tipica Victor (пришел в упадок в 1940), Osvaldo Fresedo (оставался верен мелодической манере до самых 1980-х). В целом, однородно-размеренная лирическая музыка, однако расхождение между школами интеллектуального Julio De Caro (слушать: «Boedo») и коммерчески успешного Francisco Canaro (например, «Poema») определит дальнейшее разнообразие танго на все последующие годы.

    С 1935: «революция ритма», зачинщик – Juan D’Arienzo. Оркестры этого периода оставили нам основной объем музыки, оптимальной для танцевания в стиле милонгеро, или estilo del centro (подробнее о стилях – здесь). Примеры: «Pensalo bien» (D’Arienzo), «Shusheta» (Di Sarli), «Yo soy el tango» (Aníbal Troilo).

    С 1941: главенствует мелодический тренд, с которым ассоциируется Carlos Di Sarli и стиль танца, обычно называемый «танго-салон», иначе estilo del barrio. Примеры музыки: «Nada» (Di Sarli), «Amarras» (D’Arienzo), «Así es Ninon» (Troilo). Также в этот период набирает силу оркестр Osvaldo Pugliese с его выразительным рваным ритмом, подчиняющимся прихотям мелодии (знаковая вещь – «Recuerdo»; забавно сравнить с версией 1930 года от Orquesta Tipica Victor). Самым элитарным оркестром считается Miguel Caló (наиболее запоминающийся хит – это, наверно, «Percal»).

    После 1946-7 каждый оркестр принимается развивать собственный узнаваемый стиль. Примеры: «Bien Pulenta» (D’Arienzo), «Bahia Blanca» (Di Sarli), «La Cantina» (Troilo), «La Yumba» и «Pasional» (Pugliese). Эти четыре «Великих оркестра» упоминаются здесь постоянно оттого, что без них сегодня не обходится ни одна приличная милонга.

    1950-60е: звучание оркестров становится все более сложным для танцевания, «концертным» (в 1950-м же начал свои эксперименты Astor Piazzolla). Так, чтобы показать себя во всей красе на сцене, маэстрос выбирают композиции вроде «Danzarín» (Troilo), «Gallo Ciego» (Pugliese), «Tenia que suceder» (Di Sarli), «Este es el Rey» (D’Arienzo), или что-нибудь из гремевшего тогда Héctor Varela – например, «Fueron Tres Años». Их можно услышать и на милонгах, но не слишком часто, т.к. яркие и в некоторой степени претенциозные вещи быстро навязают в зубах у опинионмейкеров.))

    У танго-оркестров есть запах особый.
    Пахнет Фреседо сгущенкой и сдобой.
    Пахнет Родригес бумагою книжной.
    Пахнет Касерес мулаткой подвижной.

    Солью и перцем пахнет Д’Арьенцо.
    Пеплом пожара пахнет Канаро.
    Свежестью бури пахнет Тантури.
    Запах апреля присущ Карабелли.

    Пахнет Биаджи лажей в синкопе,
    А Д’Агостино – как сливки для кофе.
    Льдинкой в бокале пахнет Демаре.
    Запах Гарделя – бега и сигары.

    Пахнет Сальган, будто пряностей россыпь.
    Пахнет креольской землей Ситарроса.
    Фирпо – теплом, как котята и дети.
    Розы и порох у Тройло в букете.

    Пахнет Стампоне джазом у моря.
    Пахнет Колангело консерваторьей.
    Лос Тубатанго – тяжелою медью,
    Парком, мороженым, сытною снедью.

    Если Варела – облаком белым,
    То, как озоном, полным грозою.
    Если де Каро – музейным подвалом,
    Значит, гулянка среди персонала.

    Пахнет ди Сарли пластроном крахмальным,
    А Берретин – казино криминальным.
    Ранний Донато – надушенной шалью,
    Поздний Кало – свежевытертой сталью.

    Ада Фалькон – янтарем и софорой.
    Тита Мерелло – грейпфрутом и ссорой.
    Вальсы д’Анхелиса – пудра, жасмин.
    Милонги Канаро – горчица и тмин.

    Пахнет Пульезе драмою голой.
    Нонконформизмом пахнет Пьяццолла.
    Пахнет Седрон кинематографически,
    А Федерико – академически.

    Только предмет вечных форумных драк,
    Звук электронный – не пахнет никак.

    Коллективное творчество: Наталья Орлова, Яков Ган, Вадим Василенко, Ольга Тарнавская, Ольга Костюк

  3. Главное совершенно не объяснено что такое синкопа в танго и движение из-за такта. Боюсь автор текста плохо себе это представляет. Отделался видео. Какую чушь про музыкальность несут российские педагоги танго на уроках — неописуемо. Хочется дать им по голове. Это их главжулик Новейра научил, я так понимаю.

    • Здравствуйте, Регина. Если Вы готовы объяснить это словами, с использованием или без использования видео, графики и бытовых предметов, так, как считаете нужным, забесплатно, прямо здесь или посредством ссылки на Ваш текст, аудитория будет Вам премного благодарна.))

    • синкопа в танго
      Victoria Naletova: А чтобы понять «как» тому, кто не понимает, как танцевать, нужно просто попрактиковаться. Считать ровно: 1и2и3и4и,1и2и3и4и. Хлопать 1-2-3-4, а шагать между долями на «И». Вот эти шаги и будут синкопами. Получится — попробовать: 1И2 3 4, 1 2И3 4, 1И2И3 4, и т.д. Ничего ведь сложного. Можно под метроном. Тогда человек начинает слышать синкопы и в ритме. Неискушённый человек действительно слышит только ровный метр, это нормально.

  4. «Рубато – это не потеря и наверстывание (темпа), это игра немного впереди и позади ритма, постоянно приходящая в равновесие, что придает музыке напряжение и разрядку… Если вы теряете пульс, музыка умирает. … (играет без рубато, затем щелкает пальцами на каждую четверть) – вы можете решить, что это пульс. Но нет, пульс – это более крупный счет (щелкает пальцами раз в такт). Если вы чувствуете пульс, у вас больше свободы, так как вы чувствуете больший объем нот. (играет с рубато) Так-то лучше! Мой отец показывал рубато, играя на фоне тикающего метронома, немного опережая и отставая, но не теряя бита. Это сложно, но секрет в том, чтобы чувствовать сильную долю, а не маленькие отрезки. У вас появляется свобода формировать темп по своей прихоти, ускоряясь к середине фразы и отпуская фразу с облегчением, как после подъема в гору. В этом жизнь и радость музыки. Важно не переборщить: если под вашу игру можно хлопать, вы не выбиваетесь из темпа и в состоянии увлечь публику.»

  5. Из статьи Вероники Тумановой: «Почему так трудно обучать музыкальности — но возможно»

    Танцоры “от рождения” предпочитают не сильно заморачиваться музыкальной теорией, она выбивает их из привычного интуитивного следования музыке, вводит в замешательство, заставляет думать там, где раньше все происходило само собой. Они запросто станцуют синкопу, но не смогут объяснить ни почему они это сделали, ни как.

    Если вы понимаете и ощущаете, что вы не очень музыкальны в танце, то я могу посоветовать вам следующее. Вам необходимо развивать навыки в двух областях: слуха (восприятия и понимания музыки) и соотношения вашего движения с музыкой. Для развития слуха слушайте много музыку танго и старайтесь осознанно разобрать ее на различные составные: доли, структуру, фразировку, мелодию, звуки различных инструментов и тому подобное. Здесь я имею в виду не только рациональное, теоретическое понимание конкретной музыки, но и те внутренние ощущения, которые она в вас вызывает. Слушая, как вступает скрипка, наблюдайте за вашей внутренней реакцией, ощутите это соло изнутри и слейтесь со звуками, как если бы вы сами стали скрипкой (именно скрипкой, а не скрипачом). Это может показаться странным, но это как раз и происходит, когда вы внимаете своей любимой музыке: какая-то часть вас самих СТАНОВИТСЯ этой музыкой изнутри, как если бы ваша душа временно приняла эту музыкальную форму.

    Второй навык можно развивать двумя способами (и я настоятельно советую использовать оба). Первый — соотносить музыку с каким-либо очень простым движением: ритмично ходить, хлопать в ладоши, притопывать или даже подпевать, пока ваш “аккомпанемент” не будет происходить на интуитивном уровне. Это разовьет ваше восприятие РИТМА. Второй способ — дать себе свободу танцевать под музыку танго любым спонтанным образом, забыв временно о движениях танго. Сосредотачиваясь на правильности выполнения связок, мы тратим на это столько внимания и усилий, что сделать это движение в музыку просто неспособны. Так что регулярно уединяйтесь, чтобы вас никто не смущал, и давайте волю своему телу двигаться под музыку танго так, как ему это вздумается. Тащитесь от нее. Танцуйте под нее хипхоп, диско, рок-н-ролл, свинг. Прыгайте, пляшите, извивайтесь, топайте, кружитесь. Этим вы окажете своему мозгу и телу огромную услугу: ваша нервная система начнет выстраивать нужные нейронные соединения для того, чтобы ваше тело соотносило желание двигаться определенным образом с конкретной музыкой. Таким образом вы начнете освобождать энергию САМОВЫРАЖЕНИЯ в танце. Учиться “правильным” движениям на уроках станет легче, потому что ваше тело привыкнет более раскрепощенно двигаться под музыку, а не замирать в беспомощности. Все эти способы используются во время обучения детей танцам и игре на инструментах. Во взрослом возрасте нам необходимо, с одной стороны, стать, как маленький ребенок, чтобы обучиться чему-то новому, а с другой стороны использовать наше осознанное внимание и силу развитого интеллекта.

    Если вы сейчас подумали: “Это все, конечно, замечательно, но у меня вот вообще нет чувства ритма и я чувствую себя нелепым ничтожеством, когда мне надо двигаться под музыку”, то могу сказать вам следующее: вспомните о людях с синдромом аутизма. Они не способны воспринимать и различать эмоции собеседников и реагировать на это соответственно обстоятельствам. Благодаря специальному обучению они развивают в себе способность различать ПАРАМЕТРЫ выражения эмоций, которые они способны различать. Они учатся связывать определенное выражение лица с соответствующей эмоцией и затем рационально выбирать нужную поведенческую стратегию. Они не становятся более эмпатичными, но приспосабливаются жить в социуме и общаться с окружением.

    Большинство преподавателей танго — интуитивные, врожденно музыкальные танцоры. Если вы относите себя к этой группе, то ваша задача ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ то, что и как вы делаете, и затем объяснить это детально тем, кто не может “схватить” эту информацию на лету. Как вы сказали бы аутисту: “Мне страшно, поэтому мое тело напряглось и мое лицо стало серьезным”, вам придется объяснять некоторым ученикам: “Здесь я делаю паузу, потому что такой-то инструмент перестал играть и остальные продолжают тянуть ту же ноту”. Это кажется трудоемким и неестественным (для вас), но позволит вам помочь тем немузыкальным танцорам, на которых все махнули рукой, включая их самих. Лично я верю в то, что танго, более чем многие другие танцы, можно танцевать в любом возрасте, с любыми данными и способностями. Я верю, что талант — только начало пути, а не его конец, и что, пользуясь эффективными методами и практиками, мы можем достичь того, о чем раньше даже не осмеливались мечтать.

    Все статьи Вероники Тумановой на русском языке

Оставьте комментарий