Словарь фигур

– толковый и наглядный. Основные элементы в аргентинском танго: фото, видео маэстрос, исполняющих танго-фигуры «в живой природе» (ссылки на Youtube). Местами, наведя курсор на ссылку, во всплывающей подсказке вы увидите, на какие секунды обратить внимание.

projectionШаг (исп. paso) – квинтэссенция танца и танцора танго. Выделяют шаг с проекцией (нога опережает корпус), шаг переносом веса (нога движется под корпусом), шаг-падение (нога подставляется под корпус). Всем им находится свое применение. В милонге, например, передавая привет негритянским прародителям, можно шутливо качнуть бедрами в сторону от оси. В прерванном шаге нога, на которую вес перенесен не полностью, отпружинивает от пола в обратном направлении либо с проворотом. Большинство маэстрос называют его траспье (исп. traspié – спотыкание), у других траспье – это подчеркнутое падение в шаг, а шаг-пружинка именуется реботе (исп. rebote – рикошет).

Мы обещаем не злоупотреблять испанскими словами, но если вам доведется попасть на семинар к аргентинцам или читать иноязычный блог, вспомните эту страничку. Так, английским словом step обычно переводится другое значение термина paso – связка, фигура.

«It doesn’t matter how many steps you know. What matters is the quality of each step.» – Неважно, сколько элементов ты знаешь. Важно качество каждого шага.

По общему правилу, в танго таз, колени и стопы смотрят в одном направлении, что весьма удобно с точки зрения анатомии, объятия и ведения. Поэтому шагать можно вперед (исп. paso adelante), назад (исп. paso atràs) и в сторону (исп. apertura – дословно, «открытие»). Куда-то по диагонали можно пойти двумя способами так, чтобы объятие не развалилось: либо довернуться на опорной стопе, и тогда это будет шаг в сторону, либо развернуть всю нижнюю половину тела по вектору будущего движения, оставив грудь обращенной внутрь пары. Шаг вперед или назад в скрученном положении называют скрестным (исп. cruce adelante, cruce atràs; англ. cross forwards, cross backwards) или, для гладкости, обозначают как «очо вперед / назад», поскольку фигура очо строится по тому же принципу: скручивание, шаг, раскручивание.

Прогулка (исп. caminada, англ. walk) – шаги, не прерываемые фигурами, в обычном объятии: партнер идет вперед, партнерша – спиной вперед, по линии танца. Для свободы маневра нам пригодятся «пружинки» со сменой направления, чтобы избегать столкновений на танцполе. Прогулки бывают в параллельной системе (партнер ступает практически по следам партнерши, с поправкой на смещение в объятии), в перекрестной системе (правая стопа партнера преследует правую стопу партнерши), и в обход партнерши справа или слева без ущерба для постуры и объятия. Прогулками в сценической «теневой позиции» (исп. doble frente – двойной перед, al revés – наизнанку) изредка балуются виртуозы и вундеркинды.

Уже на уровне прогулок и пружинок, владея тремя темпами: 1) шаги в сильную долю – исп. tiempo, англ. beat, 2) удвоение – исп. doble tiempo, англ. double beat, 3) один долгий шаг за два бита, то есть раз в такт, – и чувствуя акценты (затакт – contratiempo / off-beat, синкопа – síncopa / syncope), можно погрузиться в полноценный танец: слитный, музыкальный, с характером.

americanaАмерикана (исп. salida americana, «выход по-американски»): повернув лица и открытую сторону объятия по линии танца, пара ступает в этом направлении зеркально, чередуя скрестные шаги вперед с боковыми. Также есть вариант с шагами вперед бок о бок. Позиция берет начало от канженге, а названием обязана любви Голливуда, усмотревшего в ней особо знойную экзотику.zdrasste

Пробежка (исп. corrida, corridita) – хитрая цепочка из быстрых шагов.

Бальдоса (исп. baldosa – плитка), «милонговый квадрат», «салида без креста» – учебная связка шагов: с правой ноги назад (для партнерши – с левой вперед), влево, вперед, вперед, вправо, смена веса.

Очо милонгеро (исп. ocho milonguero – милонгерская восьмерка) – скрестный шаг вперед или назад без поворота бедер. Партнер получает новую возможность управлять то одной, то второй свободной ногой партнерши, забрасывая ее в сторону-наперекрест с опорной ногою. Элемент обильно используется в танго апиладо и частенько – в милонге. Из очо милонгеро вперед и назад, перемежаемых шагом в сторону или сменой веса, составляется хиро милонгеро (giro milonguero – милонгерский поворот пары).

Очо кортадо (исп. ocho cortado – прерванная восьмерка) – это шаг-пружинка ногой партнерши, которая на обратном пути заводится в крест или в скрестный шаг. Активно используется на тех милонгах, где мало свободного пространства.

crossКрест (исп. cruz, англ. cross) – элемент, в котором свободная нога партнерши по прямой или петлеобразной траектории, заданной корпусом партнера, аккуратно перекрещивается с опорной ногой, впереди или позади: стопа к стопе, колено в колено. Иногда партнер может отсрочить перенос веса и даже вывести дамину ножку обратно. Еще ему вольно «креститься» самому, особенно для устойчивости, а партнерша может тайком украшаться быстрыми фальш-крестиками, не касаясь пола. Впрочем, о розочках на торте поговорим после выпечки торта. Первейшая польза от крестов – переключение между параллельной и перекрестной системами.

Салида крусада, или «8 базовых шагов» (исп. salida cruzada, salida basica; англ. basic eight) – учебная связка, в которой партнер шагает 1) с правой ноги назад (соответственно, партнерша – с левой вперед), 2) влево, 3) вперед, 4) вперед и 5) приставляет правую ногу, вводя партнершу в крест, 6) вперед, 7) вправо, 8) приставляет левую ногу, не забыв перенести вес себе и партнерше. Бессмертное, как гаммы, задание для наработки техники, контакта и музыкальности. В сухом остатке для практического применения остается собственно крест, и уж во всяком случае на милонге исключается шаг 1. А! Еще так называется прелестный спектакль о танго и жизни.

Крест «на весу» называется энганчада (от enganchar – зацеплять), так как свободная нога в проекции меняет направление, влетая в крест, передний или задний, из-за манипуляций с осью. Энганчады имеют отношение к волькадам и кольгадам, но ничего общего с энганчес.

Пивот (от англ. pivot или фр. pivot – ось вращения, вращаться) – проворот на одной ноге. После шага, второй основополагающий элемент в танго. По-русски говорят «поворот», «доверни партнершу», «недовернулась». Пивот требует сбалансировать вес на передней части опорной стопы и как бы ввинтиться ею в пол, пропустив вращательный момент по всему телу.

LenkaОчо (исп. ocho – 8) по легенде получило название от следа длинной юбки, поспевающей за движением дамы: полвосьмерки туда, полвосьмерки сюда. В награду за все мытарства скрутки, правильного шага, баланса и диссоциации, «салонное» очо открывает главу круговых динамик в танго и дарит паре ощущение несравненной чувственности во всем ее спектре, от бойко-дразнящего до хищно-томного. При том, что сноровистая пара без труда выполняет синхронные очос, – хоть зеркально, хоть встречно, – так повелось, что чаще мужчина смакует и являет миру то, как вьется тело женщины, сопровождая ведение шагами попроще или посложнее (например, сакадами, в основе которых тоже очо).

Очо вперед (исп. осhо adelante, англ. forward ocho) – это скрестный шаг вперед, обрамленный пивотом до и пивотом после. Чтобы «8» не выглядело как «11», грудь партнерши продолжает смотреться в грудь партнера либо, в одиночном упражнении, в зеркало, в то время как носки, коленки и крылья таза (для краткости – бедра) отворачиваются в сторону будущего шага. Аналогично, на очо назад (исп. осhо atràs, англ. back ocho) в противоход с грудной клеткой отправляются пятки и ягодицы. После того, того, как шаг сделан и все богатства пришли в равновесие на новой точке опоры, скрученные и растянутые косые мышцы, словно отпущенная резинка, возвращают бедра вместе с освободившейся ногой в положение покоя, либо закручивают их в другую сторону, создавая задел нового движения. Быстрые мелкие очос, в которых шаг партнерши сокращен до приставки, называются очитос.

Градус поворота до или после шага партнер регулирует разными способами открывать и закрывать пространство, занимаемое женщиной. 1) Скрутка в корпусе партнера поворачивает грудь партнерши, вслед за которой с плавным запозданием «долетают» ее бедра, – общий принцип для всех стилей танго. 2) Добавляется инерция переноса веса, что удобно и в компактном танго милонгеро, и в размашистом танго нуэво. 3) Бедра партнерши поворачивает еле ощутимая встречная равномерная компрессия во всем контуре объятия от лопаток до ладоней, обеспечивая предельную точность тайминга и амплитуды в танго-салоне.

sandwichitoПартнеры любят завершить связку из очос изящной безделицей. Парада (исп. parada – остановка): оставив партнершу в равновесии посреди шага, преградить ей путь носком свободной ноги. Пасада (исп. pasada – прохождение, подвох, фортель): перевести-таки даму через препятствие. А та в ожидании может сделать партнеру люстраду – погладить его по штанине тем местечком, где подъем ноги переходит в пальцы (исп. lustrada, англ. shoeshine – полировка обуви). Некогда очень смелый жест «не для всех», ставший почти банальным.

mordidaМордида (арг. mordida – местный вид эклера, от morder – кусать), бесито (исп. besito – поцелуйчик): на видео партнер приставляет стопу к ножке партнерши, остановленной в шаге, и обходит ее, прихватывая второю стопой. Он может разыграть и обратную комбинацию, обставив свою стопу партнершиными. Для грингос было придумано описание «сэндвич» или «sanguichito», но как назовешь, то и получишь. Вам нежное пирожное с кремом, который выжимают губами, или небрежный бутер из хлеба и колбасы?.. С другой стороны, так сразу понятно, что речь идет о хватательстве нижними лапами, а не о «высокой мордиде» (mordida alta) коленками за коленку.

Кто был умницей, получит новые игрушки.
Баррида (арг. жарг. barrida – метелка), аррастре (исп. arrastrar – тащить) – перемещение стопы партнерши по полу стопой партнера (или наоборот); тем не менее, ведется корпусом.

Бисиклета (исп. bicicleta – велосипед): еще одна забава для двух свободных ног, хорошего баланса и неразрывного контакта. Подцепив стопой стопу партнерши, партнер изображает в воздухе траекторию велосипедной педали.

Кунита (исп. cunita – колыбель) – соприкоснувшись бедрами посреди шага-в-обход, пара совместно перекатывается с ноги на ногу.

Калесита (исп. calesita – карусель) – партнер, прогуливаясь вокруг партнерши, вращает ее на одной ножке, что для обоих является отличной тренировкой по сохранению оси вращения в целости и балансе.

sacadaСакада (исп. sacar – отнимать, спорт. подавать): визуально мужчина выбивает с места уходящую ногу женщины своей приходящей ногой, которая пересекает траекторию шага партнерши чуть раньше, чем этот шаг завершен. На самом деле, синяков нам тут не надо. Ножка вымещается в процессе совместного переноса веса, и партнер ловко занимает освободившееся пространство. На вымещающий шаг можно повести и партнершу. Всевозможные сакады, мужские и женские, сакады-ловушки, из которых получаются проходящие ганчос, а также вторжения ноги в просвет чужого шага без полного переноса веса на нее – энтрады (исп. entrada – вход) относятся к фигурам высокого пилотажа, но для новичков найдется пара прогулочных вариантов.

Молинете (исп. molinete – мельница) называется цикл «очо вперед – апертура – очо назад – апертура – очо вперед…» по окружности, начать и окончить который, в принципе, можно любым из этих шагов. Очень-очень важная штука, из которой делаются другие полезные штуки. Поэтому активно используется как самостоятельное упражнение. В глобальном процессе преподавания танго уже много лет вместо «молинете» обычно говорят «хиро», подчеркивая не так саму схему шагов, как непрерывную круговую динамику в теле и паре, необходимую для фигуры хиро.

Хиро (исп. с арг. акц. giro – верчение, кружение, напр., мяча на пальце или планеты по орбите): партнерша наматывает молинете вокруг оси партнера, который скручиванием-раскручиванием собственного корпуса задает темп и амплитуду ее шагов с поворотами. Ногами он при этом компактно переступает, поддерживая новичково-продолжающий баланс. Или выписывает хитрые кренделя – вроде бы украшения, а на самом деле продвинутые изобретения для динамического равновесия пары. Или с дерзостью, простительной для аса, втыкает в просвет партнершиных шагов сакады да патады (исп. patada, англ. kick – пинок, короткий мах ногой вперед; дамам применять без ведения не рекомендуется, разве что в ответ на мужское заднее ганчо, порвавшее юбку )). Простите, увлеклись.

Начинающая пара может с успехом молинетить синхронно вокруг общего центра, – этакий хиро-хоровод на двоих. Эффект центрифуги, возникающий в хиро, незаменим для головокружительного танго-вальса.

Медиохиро (исп. с арг. акц. medio giro или media vuelta – полоборота) – партнер проводит партнершу по дуге вокруг себя несколькими шагами молинете, не образующими полного круга.

Виноградная лоза (англ. grapevine) – зигзаг из скрестных шагов и приставок, в которых можно опознать сильно упрощенное молинете одного или обоих танцоров, разложенное вдоль линии танца или по дуге.

Кадена (исп. cadena – цепь) – последовательность «пружинок», шагов вперед в обход друг друга и апертур вокруг друг друга, которую партнеры совершают поочередно, как будто сплетают косу вдоль линии танца.

Сольтадами называют две фигуры с разрывом объятия (исп. soltar – отпускать, не путать с сАльтадой от saltar – прыгать): 1) пивот партнерши на 360 градусов, ведется за руку над головой, почти как в сальсе; 2) любимые нуэвщиками обходы друг друга шагами хиро с продолжением ведения «из спины» через перенос веса. Но магия близкого объятия такова, что далеко не всем его охота размыкать ради спецэффектов. ;)

Прогулка, крест, очо, хиро составляют базу танго. Когда она уже прочна, можно надстраивать фигуры посложнее.

boleoРеботе – рикошет – означает также отскок мяча или сгибание ножа. Поэтому так называют эффект пружинки не только в прерванном шаге, но и в прерванном очо: только привел партнершу на ось, и сразу отправил на очо в обратную сторону. Благодаря диссоциации, у нее получается смачный круть попой. Из него можно вывести на шаг, а можно на болео.

Болео – от названия охотничьего оружия bolas. Иногда аргентинцы с их небрежной дикцией произносят [voleo], и в этом слышится что-то от volar – летать. Управляя переносом веса и/или диссоциацией, партнер запускает в полет свободную ногу дамы, утяжеленную туфелькой, как метательный шар на веревке. Болеос бывают вперед и назад, линейные (на игре с осью или уровнем) и круговые (на энергии поворота), на соведении, на возврате и на противоходе, замороженные и со сменой направления в процессе.

На снимке – сценическое болео от бедра, перекочевавшее в танго нуэво. В условиях милонги, во избежание жертв, практикуется классическое болео от колена (коленки у партнерши собраны), или низкое «напольное» болео. Если нога чертит над полом широкую дугу, это уже планео (исп. planeo – парение, medialuna – полумесяц). Болео вперед, охлестывающее опорную ногу, называется кастиго (исп. castigo от лат. сastigatio – наказание, бичевание).

Болео, планео и ганчо, выполненные неаккуратно, без оглядки на окружающих, способны произвести немало жертв и разрушений. Поэтому, дамы, без ведения ногами не машем!

gancho Ганчо (исп. gancho – крючок) – болео, на пути которого встретилась нога партнера (женское ганчо) или партнерши (мужское ганчо), отчего свободная нога на миг обхватила опорную над согнутой коленкой, либо две свободных ноги схлестнулись в воздухе. Вначале ганчо было только мужским. Затем, по легенде, приглашение дамы на ганчо стало интимным намеком, который она могла отвергнуть, сделав кастиго. Смыслы потерялись, вкус движения остался, а мужское заднее ганчо уступило позиции женскому. Ну так, сравните вес мужской и женской пятки…Vika

Энганче – ганчо, обнимающее партнера с внешней стороны бедра, или даже на уровне талии, из положения лицом к нему. Если партнер развернет партнершу от себя, чтобы обвиться ее ногою, это будет пьернасо (исп. piernazo – ножища). А еще бывает ганчо «с подковыркой» под опорную ногу в процессе переноса веса, на манер сакады и барриды, только с заплетанием ног. Такое заплетание по-испански называется enlace / enlazada – энласе, энласада. Обратив барриды и сакады в мягкие проходящие ганчос, Норберто Эсбрес изобрел свой фирменный стиль «пульпеадас», от полученного за это прозвища El Pulpo – Осьминог.

Волькада (исп. volcar – валить) – партнер укладывает партнершу на себя. Ось ее становится джойстиком к свободной ноге, которая рисует некую кривую на полу или над полом, приводится в крест или выводится из креста, или ловится в ганчо… Во избежание травм, мужчине нужно провести наклон и возврат партнершиной оси непрерывным петлеобразным движением, не зажимая и не проваливая объятие, а женщине – не поддаваться искушению прогнуться, иначе вес таза усилит нагрузку на поясницу, но вытягивать позвоночник, держа в тонусе руки, пресс и упираясь стопой в пол.

Инклинада (исп. inclinada – наклон, apile – сгребание, carpa – палатка, puente – мост) была популярна в старом танго. Партнер плотно подпирает даму всей грудью и поддерживает под лопатки всей ладонью, чтобы обезопасить прогиб в спине, а угол наклона ее скрещенных ног плавно регулирует шагами по дуге. Нынче в ходу волькады «через бок», в более ресурсном для позвоночника положении, поддерживаемом широчайшей мышцей спины и косыми – живота; партнерша может опираться как подмышкой на плечо, так и ребрами о грудь партнера.

На фото показаны экстремальные амплитуды. Социальные волькады исполняются в границах зоны комфорта. Тем не менее, изучение волькад и инклинад без тренера строго запрещается обществом охраны тангер.

colgadaКольгада (исп. colgar – висеть, вывесить) – партнер отвешивает от себя таз партнерши и все, что над ним находится, уравновешивая пару смещением собственного туловища по такому же принципу. А нужно это для совместного вращения c холодком внутри, как когда в детстве кружились, взявшись за руки. Вращение обеспечивает партнер, переступая вокруг опорной ноги партнерши. Как и многая другая круть, кольгады имеют мини-версию, пригодную для милонг, но в полной амплитуде не приветствуются, так как окружающим становится внезапно негде танцевать.

Корте (исп. cortar – рассекать, прекращать) – переход от прогулки к фигуре. Например, понижение на опорной ноге, тогда как свободная характерно выдвинута в проекцию шага или оставлена вытянутой в конце шага. Используется по ходу парад, мордид, баррид, медиалун и как вариант финала.

Кебрада (исп. quebrar – ломать) – самый тиражируемый образ аргентинского танго. Это корте, в котором мужчина привлекает женщину к себе, усаживая в глубокий выпад и прогибая назад. На пути от кабаков к салонам, cortes y quebradas подверглись цензуре, так как занимали много места и сопровождались вызывающим соприкосновением бедер. По нынешним временам кебрада в завершении танца подобна старой шутке: «применять редко, умеючи». Позвоночник у партнерши один, репутация у партнера тоже. Легкая и безопасная кебрада, как на самой первой картинке с этой страницы, рассматривается в теме канженге.

uroki_tango_sentadaСентада (исп. sentar – усаживать) – еще один вариант остроумного завершения танца, социально безопасная поддержка, при которой партнер усаживает или забрасывает даму к себе на колено, не забыв возвратить ее в исходное положение.

Комбинировать элементы, перетекающие из одного в другой, можно до бесконечности. А если еще добавить самостоятельные украшения – адорнос (множ. от исп. adorno)… Вот самые распространенные из них.

Женские: летучее покалывание пола носочком – пике (исп. picar – клевать), рисование на полу завитка – руло (исп. rulo – локон), всяческие закрещивания и облизывания свободной ноги вокруг опорной.

Мужские: художественные способы скручиваться и раскручиваться вокруг своей оси в хиро, перенося вес с ноги на ногу – энроске (исп. enrosque – навинчивание), агуха (исп. aguja – иголка), или описывая свободной ногой широкую окружность – ляпис (исп. làpiz – карандаш).

Общие: болео, кастиго, ляпис. Маркады (исп. marcar, отмечать) – касания пола в такт ритмическим рисункам. Салюдос (исп. saludo: приветствие, расшаркивание, салют) – передние и задние фальшкрестики, вроде очень маленьких кастигос на уровне щиколоток. Карисьяс (исп. caricias, ласки) – заигрывания стопой к ноге партнера. Амаге (исп. amague – угроза, финт) – мужское шутовское энганчо или женское украшение-«четверка» (гибрид кастиго и креста). Однако также этим словом называется обманное ведение на шаг перед сменой направления.

У украшений есть свои противники.«Когда ты украшаешься, ты не со мной.» Грасиэла Гонсалес, чьи украшения на вес золота, говорит: «Я уважаю замысел мужчины, а украшаются те, кому скучно и публика важнее пары.» Себастьян Арсе протестует: «Мы же друг для друга это делаем. «Тебе нравится эта рубашка? – А тебе – мой цвет помады?» Пускай женщине с вами будет весело, пускай она смеется!»

Что же делать, если «музыкой навеяло»? Здесь, как в разговоре, необходимо чувствовать, когда уместно сострить или поддакнуть, когда молчать и только слушать, когда произнести мысль про себя (украситься незаметно для партнера), когда обыграть-скомпенсировать ошибку. Иногда украшения даже ведутся, и это своеобразный способ установить тонкий контакт. Заповедей только три: 1) не порушь текущую динамику пары; 2) не скомпрометируй собственный баланс украшениями, недостаточно отработанными в одиночку; 3) не сотвори того, чего в музыке нет.

Учебное танго-видео для развития личной техники
Ох уж эти стили танго

Увы, все известные попытки написать учебник по аргентинскому танго дали больше споров, чем пользы, ибо танго – мутирующий вирус, передаваемый контактным способом. А на уроках все равно веселее!

stages

Если вам встретился термин, который мы забыли упомянуть, или есть еще что обсудить, или вы обнаружили нерабочую ссылку, милости просим оставлять комментарии.

Словарь фигур: 3 комментария

  1. Иногда мы сталкиваемся с вопросами из серии «эх, маловато королевство, разгуляться негде». Сами из таковских: всё-таки большинство знакомится с танго с его самой эффектной и раскрученной стороны.

    В.: Вот освою я всё это, и что дальше?
    О.: Можно копать как вширь (выстраивать новые комбинации фигур), так и вглубь (исследовать и видоизменять манеру движения, находить в музыке танго всё новые ноты, которые можно станцевать, наслаждаться оттенками взаимодействия в паре). В «младших классах» изучают примерно одно и то же, с поправкой на стилистические предпочтения. Совершенствуясь, каждый танцор прокладывает свой путь сам: посещает различных учителей, семинары маэстрос, много экспериментирует на практиках с партнер(ш)ами определенного склада или, наоборот, с разными.

    В.: Я хочу поддержек и прыжков и фыр-фыр-фыр, и выступать на сцене, и в соревнованиях!
    О.: Тогда вам к профессионалам сценического танго: Инес Николулиас, к Сергею Шулико или к нашему дорогому другу Эрнану, мечтающему о создании в Киеве своего танго-театра.

    Но будьте готовы к тому, что «скучную» базу все равно сначала придется отшлифовать до блеска, даже если у вас есть хореографический опыт. Мало скопировать форму: аргентинское танго, даже постановочное, отличает механика взаимодействия в паре. Для сравнения: это – бальники, это – даже не переученные бальники, это – настоящие тангерос (или вот попроще), это – безграмотная имитация уличного танго.
    Кстати, фырфырфыр называется mariposa – бабочка, она же helicóptero – вертолет.))

    В.: Фиг с ней, с элегантностью и мелкими рисунками. Хочу свободы! Без ограничений!
    О.: Попробуйте с нашими друзьями контактную импровизацию и блюз.

    И всё-таки… скажите: разве это — не свобода?))

  2. Этапы эволюции в танго – из личного опыта Зоряны Кавецкой. Отредактировано с разрешения автора

    Для многих привлеченных эффектной картинкой, первый годик постижения танго складывается из побегать, попрыгать, помахать – в общем, повпечатлять cвоей неотразимостью и гимнастическими способностями. К танцеванию одним целым, друг для друга, еще никто не стремится. Каждый занят собой: партнёры наяривают элементы, партнёрши ходят отдельно от партнёра и украшаются чем поболе где ни попадя. Некоторые умудряются при этом еще весело болтать «за жизнь». Танцпол напоминает броуновское движение, ибо идеи танца нет, музыка побоку, о безопасности никто не думает, внимание же на свои выкрутасы направлено, а не на вокруг происходящее.

    Может произойти случайное прозрение. ТАК кто-то с тобой станцевал, что ощущаешь: что-то не то в моем танго, а хочется иного – рисовать и разрисовывать музыку. Приходишь к пониманию, что такое ТАНЦЕВАТЬ ВМЕСТЕ, и долго восхищаешься этим состоянием, теряя границу жизни и танго, засасываясь, как наркоман, в иллюзорную реальность. Народ вступает в близкие объятия, а это такая тонкая штука, что не для каждой психики пригодна. И лезет из людей потребительское подсознательное. Партнёры удовлетворяют своё эго тем, сколько женщин за вечер им удалось довести до полуобморочного состояния. Партнёрши же начинают ходить именно за этим – за особой формой дремотной неги. И вроде бы люди вместе… используют друг друга легально в личных целях, почти незаметно.

    Потом однажды приходит потрясение, что в этом сообществе, где ты увидел островок настоящих человеческих отношений, всеобщие улыбки и объятия вовсе не означают вселенской любви. Понимаешь, что тут, как и в жизни, надо уметь выбирать людей, с кем ты можешь быть настоящим, искренних и доброжелательных людей. И ты получаешь удовольствие, и они получают удовольствие от игры с музыкой, игры с партнёром, но никто никого не использует, потому что в это время всё всамделишное. Потому что каждый в первую очередь тут ОТДАЁТ себя для другого. Потому что есть доверие, и главное, что мужчина может женщине дать – безопасность.

    Что до обучаемости на физическом уровне, это конечно, сложно, но всё сложное на самом деле очень простое. Танец же изначально социальный. В танго тело является инструментом самовыражения, передачи, восприятия и взаимодействия. Поэтому для начала надо понять биомеханику собственного тела и его возможности движения в пространстве. Стоя на месте, тело может передвигаться вперед, назад, в стороны и вокруг собственной оси в достаточно большом диапазоне. Потому что это гибкая конструкция с кучей шарниров и перемещающихся объёмов. Эти объёмы желательно научиться соединять в один общий, отдавать и забирать его, обтекая друг друга в скрутке, и тогда уже не важно, близкие это объятия или дальние – люди, мужчина и женщина, будут ВМЕСТЕ.

    Если это понять, отпадут такие страшные для начинающих партнёров мысли – как выучить и запомнить все эти фигуры, что дают преподаватели. Фигур-то нет, есть шаги и повороты, из которых при понимании взаимодействия двух тел в общем пространстве и вытекает новое движение, какое угодно или удобно в данный момент музыки, настроения и возможностей траектории по отношению к общей массе танцующих. То есть мыслить надо пространством и временем, главное – музыкой. Партнёршам тоже пугаться нечего: им вообще знать фигуры необязательно. Им уметь чувствовать надо и активно включаться в процесс танцевания, музыка-то ведь и для них звучит. И если задача партнёра – нарисовать чёткий рисунок танца, то партнёрша может разрисовать этот рисунок всем своим внутренним ощущением, проявленным вовне.

    Н.: Говорят, что Хуан Карлос Копес напутствовал других мастеров танго: «Не учите ведению и следованию – не режьте курицу, несущую золотые яйца. Учите связкам!» Неужели все учителя так коварны? Наверно, если бездумно воспринимать связки как самоценность. Ничуть, если рассматривать связки как сборный конструктор, помогающий выверять чистоту шагов и поворотов, из которых они состоят, и как примеры для самостоятельного комбинирования движений.

    «Любите ли вы Пруста, или почему вместо танца вас учат связкам?»

    В общем, учиться надо, и базовая техника тут главное. Брать её нужно у живых людей, а не с ютуба (оттуда уж потом, когда стоять и ходить вместе научитесь, обязательно берите сколько угодно идей), чтоб не просто показали, куда ногу ставить, а медленно, подробно и внятно объяснили, с явными признаками собственного понимания того, что они объясняют, как и где находится / перемещается вес тела (тел) в процессе передвижения, в каждой фазе, как при этом работают стопы, суставы и мышцы. Желательно понятиями физическими, а не только эзотерическими. Но если сами не будете практиковаться, анализировать и пробовать, никакой гуру в ваше тело не влезет и работу над ним за вас не сделает.

  3. Что делать с партнершей целую танду? Отвечает Валерий:

    «НАДО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ!» Это просто бич и проклятие новичка – вроде всё уже перепробовал, что умел – поделал, а оно всё играет и играет, с ума можно сойти! Да еще эти вокруг – смотрят. И эта в руках – не слушается, а ее надо чем-то развлекать, иначе, чего доброго, еще посадит… Жуть!

    Мне помогли (в свое время для меня это был инсайт, маленькое озарение и взрыв мозга) две вещи. Первую часть фразы сказал Арсе: «Танго – это про то, что ходить. Ходить можно прямо и по кругу, вперед и назад, центром окружности может быть партнер, партнерша, центр пары…»

    О! Ходить! :-D В ТАНГО МОЖНО ХОДИТЬ! Просто ходить! Под музыку. Стало легче. А потом через полгода услышал у Капусси мысль, которую воспринял, как вторую часть фразы: «…но можно и не ходить». МОЖНО НЕ ХОДИТЬ!!! – обрадовался я. И меч, висящий надо мной, «надо что-то делать, надо что-то делать», растаял в воздухе.

    Нет, конечно, не сразу. Да и сейчас еще нет-нет, но мелькнет предательская мыслишка: «А вдруг ей скучно?» Но в копилку уже легло от Гавито: «танго – это то, что между шагами», от того же Арсе – пауза на вдох в конце фразы у народных певцов и «обнимите девушку слева, а теперь справа, а теперь вокруг». И всякие разные каденсии, как игра с уровнем, «гидравлика» соединяющихся сосудов при переносе веса, танго-салонные «поглаживания пола» («раздвигая ангелов, спящих на полу» – помню и люблю! – и «пол как лёд», и «пол как мёд») – бред, да? И как это перестает быть бредом, когда объятие становится почти буддистскими «лепестками».

    Имена, имена, имена, время, деньги, часы и километры на танцполе. Но главное всё же было это: «Ничего. Делать. Специально. Не надо!» Можно НЕ делать. Мне Капусси с Гавито разрешили! Можно! Можно просто повести девушку, оставаясь самому на месте. А можно пойти самому и дать ей постоять. А можно обоим двигаться в разном темпе, с разной скоростью и в разные стороны. А еще она может «сама-сама». А можно СТОЯТЬ и ЧУВСТВОВАТЬ. И «чувствовать» это вовсе не пинок в зад от ганчо, а те маленькие изменения в пространстве и состоянии, дыхании, касании, настроении…

    Вот сколько всего! :-D

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s