Танго-термины

boleoТанго – здесь и далее, аргентинское танго. От него повели самостоятельную жизнь европейское бальное танго и финское танго. В годы диктатуры социальное танго на родине затаило дыхание, чтобы возродиться и распространиться в новом качестве, а мир узнал «танго на экспорт», ближайшими родственниками которого являются «танго для туристов», вошедшее в фильмы с улиц и подмостков кабаре Буэнос-Айреса, и современное сценическое танго.

1) Музыка в ритме «РРАЗ-два-ТРИ-четыре» (исп. dos por cuatro – 2/4). Характерные замедления (rubato) и полиритмия вместо метронома отличают ее от бального стандарта «таРАЗ-два-три-чтырь». Ударные присутствуют в электронном танго, которое произвело фурор в начале этого века и потихоньку выходит из моды, т.к. приедается по мере развития вкуса к «классике».

Русское и польское танго – словно остановленный миг превращения старого аргентинского танго в европейское. На милонгах ставится забавы ради, редко и осторожно. Украинское танго можно услышать в некоторых клубах Львова, где доля забавы в танго особенно велика.

2) Парный танец-импровизация из шагов, поворотов и производных фигур, основанный на принципе ведения-следования посредством объятия, со своей специфической техникой и эстетикой. Если образцы жанра не вызывают сомнений, то новации в музыке и танце рождают бесконечные споры: «это не танго», «танго под нетанго – танго ли это», «танго, чтобы танцевать, vs. танго, чтобы слушать», «достаточно одних шагов или нужно чего поэффектней», «правомерны ли границы между стилями».

3) Чувство полного слияния в паре, состояние двигательного транса: «Танго Случилось». Сопровождается мощным долгоиграющим выбросом эндорфинов, который легко спутать с влюбленностью. А иногда и влюбленностью…

Танго-вальс (исп. vals) – музыка в ритме «РАЗ-два-три», танец преимущественно в круговой динамике. Традиционно в Аргентине вальс танцуют перед всей честной компанией по случаю конфирмаций (отец выводит в свет достигшую совершеннолетия дочь), дней рождения (танцуется с друзьями, иногда со всеми по очереди за одну песню) и свадеб, поэтому в нем преобладает романтика и трудно себе представить какое-нибудь агрессивное ганчо. А вот иностранцы не прочь покуражиться.

Милонга (юж.-ам. milonga – басня, околесица) – 1) музыка в ритме «таРАМ-пам-ПАМ_» (если он не слышен явно и вы сомневаетесь, милонга ли это, попробуйте его напеть); танец, который отличают быстрые, короткие, будто бы печатные шаги. Милонга лиса (исп. lisa – гладкая, прилизанная) более вальяжна. Милонга траспье (исп. traspié – спотыкание) усыпана мелким бисером прерванных шагов.

У милонги есть презабавнейшие исторические предшественники: канженге (canyengue), кандомбе (candombe) и милонга кандомбеада (milonga candombeada). У нас их тоже изучают и даже иногда танцуют.

Милонга – 2) танго-вечеринка; 3) место проведения таковой. Традиционно, это кафе или ресторан, но может быть и танцзал, и речной кораблик, и уличная площадка – например, летний театр «Ракушка» в Мариинском парке в Киеве, помост на площади Рынок во Львове, или павильон на холме, покрытом виноградниками, в Праге.

Beirut

Фестивальные милонги Европы часто устраиваются в исторических дворцах. Можно жить в отеле, где проходят мастер-классы и милонги (что особенно приятно на курортах). Другие тангабельные места – мосты и набережные (Москва, Базель, Париж), яхт-клуб (Бейрут), понтон посреди Босфора (Стамбул), шотландская часовня (Будапешт), пустыня при свете факелов (Иордания), пляжный песок и прибой (Испания), сеновал на ферме (Словения), для полных маньяков – полный бассейн (Хорватия). Но, по большому счету, главное на милонге – это люди, настроение, хороший диджей и удобный пол.

Танго-фестиваль – это не соревнование. Это возможность потанцевать с людьми из других уголков мира, потусить с новыми друзьями, обогатить свой двигательный опыт и мироощущение, поучиться у супер-пупер-маэстрос, побывать там, где и не мечтал, прикупить танцевальных обновок.)) Главный чемпионат по танго зовется мундиаль (исп. mundial – всемирный), проходит в Буэнос-Айресе, цели имеет тусовочные и пиарные: придать молодым талантам, неизвестным за пределами родного города, официального весу для преподавания за рубежом, где титулы в цене. Попытки грингос проводить свои конкурсы по танго, привнося в интимное искусство танца-отдыха, танца-общения спортивные критерии, частенько скатываются в профанацию и многими прекрасными танцорами считаются не «тру».

По той же причине учителя аргентинского танго, подчеркивая важность импровизации в паре, стараются избегать наименований «тренер», «инструктор» и даже «хореограф», так как о постановке номера речь не идет (исключение – танго-театры в Буэнос-Айресе или свадебные танцы в наших широтах).

Милонгеро, милонгера – завсегдатаи милонг, для которых танго стало образом жизни.

Кодигос (исп. códigos – кодексы) – правила поведения на милонге, сложившиеся в культуре танго для того, чтобы поддерживать атмосферу таинства, медитативности, гендерной романтики, взаимного уважения, а также безопасность передвижения на танцполе. «Кодигос – как армейский устав: написан кровью.» Читать!

miradaКабесео (исп. cabeceo – кивок, от cabeza — голова) – ритуал дистанционного приглашения на танец (см. Кодигос). В русском танго-жаргоне бытуют производные: «кабесеить» кого-то или кому-то – ловить взгляд и посылать мимические сигналы о желании потанцевать; «закабесеить» кого-то – получить таким образом приглашение кавалера или согласие дамы; «закабесеивать до дыр» – безуспешно сверлить взглядом. Кабесео придает взаимному выбору изящество игры, помогая обеим сторонам сохранить достоинство в случае отказа.

Танда (исп. tanda – смена, кон, отделение) – однородная подборка из 3-4 композиций танго, вальсов или милонг. В танго приглашают не на один танец, а на целую танду. Это необходимое и достаточное время для того, чтобы установить контакт, прожить общую историю, насытить чувства, и мягко расстаться. Бывает, танда начинается недоумением и дискомфортом, а заканчивается полным взаимопониманием. Бывает, одной танды не хватило приспособиться друг к другу, но пара чувствует, что им еще есть о чем танцевать. Бывает так, будто знали друг друга всю жизнь, и расставаться не хочется. А бывает – дай бог сил дотерпеть этот ужас. Повести себя красиво поможет знание всё того же (или тех же?) кодигос.

Кортина (исп. cortina – занавес) – вставка нетанго-музыки между тандами. Дает время танцорам попрощаться, разойтись и приготовиться к новым приглашениям. Опытные диджеи при помощи кортины иногда подсказывают, какое настроение будет у следующей танды.

Ронда (исп. ronda – круг, хоровод) – ряд, линия танца, в условных границах которой передвигаются пары. Направлена против часовой стрелки. В зависимости от ширины танцпола, ронд может быть несколько.

Трафик (англ. traffic – дорожное движение) – направление и плотность движения на танцполе. – «Четкий трафик». «Переть против трафика». «Сумасшедший, хаотичный трафик.»

Навигация – умение маневрировать, «выживание в трафике». Этому тоже учат. Навигация – обязанность партнера, от партнерши же зависит не махать ногами без ведения лишь только потому, что захотелось.

Азы техники танго

tango kid

Постура (исп. postura) – осанка, обеспечивающая взаимный комфорт в объятии, четкость ведения-следования и эстетику танца. «Выстроенная постура». «Кривая постура». «Вернуться в постуру». «У него постура бальника». Вообще-то у бальников «стойка», но после переучивания на танго-постуру – грудью навстречу, попой назад – фирменная стройность остается. И славно.

Ось (исп. eje) – элемент постуры. Разными преподавателями определяется по-разному. Один из лучших тангерос города отказывается признавать в своем теле несуществующую штуковину. Нам тоже милее такие научные понятия, как ось симметрии, линия тяжести, и поэтическая метафора «внутренний стержень». Однако мы с вами и до анатомии танговских осей докопаемся, и прочувствуем, что такое «перенести ось», «прийти на ось», «довести до оси», «упасть с оси», «не ломать ось», «общая ось», «танцевать на своих осях» и даже, со временем, «вне оси».

Баланс (исп. equilibrio) – самое главное, пожалуй, в любом танце: состояние равновесия как в покое, так и в движении, — особенно в повороте. Баланс тоже бывает «собственный» и «общий» («баланс пары»). Подчас можно не поминать всуе ось, но «прийти в баланс», «выстроить баланс», а что выстроено, то и перенести. Возможен баланс «со смещенной осью». В ходе занятий танго баланс развивается даже у тех, кто на месте юнкера царской армии предпочел бы позе аиста телесное наказание, а на своем месте падал при гололёде и шатался под мухой. Тут важно заземление (уверенное ощущение пола), основанное на распределении масс, положении суставов и работе стоп.

Dubai

Скрутка (torsión) – поворот грудной клетки относительно таза, таза относительно грудной клетки, а также положение или возможности тела в этом плане. Важно: грудная клетка поворачивается вместе с объятием, а таз – вместе с ногами.

Диссоциация
(disociación) – следствие скрутки: передача вращательного момента от верхней половины тела к нижней, или наоборот, через эластичный привод – мышцы спины и живота, видимая как движение разных «этажей» тела по спирали. Скорость закручивания и раскручивания спирали варьируется. Напротив, ассоциация (asociación) – это синхронный разворот грудной клетки и таза в одном направлении.

Объятие (исп. abrazo). Опасно разделять живой танец на форму и содержание, но в разные моменты разные аспекты требуют более пристального внимания. Известно, что в сальсе ведут руками, в бальных танцах – «рамкой», в танго – объятием, то есть корпусом и руками связно. И хотя на следующем уровне понимания новичок слышит: «включи низ» (не будем здесь писать, что именно), «веди от пола», «танцуй всем телом», – наибольшую часть комплиментов и жалоб пожинает именно объятие.

1) По форме: кисти, локти, плечи, лопатки, взаимное расположение тел в пространстве пары, это сюда, тонус такой… Подкрути одну настройку, отзовутся другие. Каждая по-своему влияет на обмен информацией о намерениях и физической энергией. А стало быть, на ощущения в паре, приемы взаимодействия и внешнюю картинку стилей: милонгеро (апиладо), салон, нуэво.

Различают закрытое / «близкое» объятие (исп. abrazo cerrado, англ. close embrace) – грудь в грудь или же V-образное, то есть приоткрытое с левой стороны; открытое / «дальнее» объятие (исп. abrazo abierto, англ. open embrace) – на расстоянии округленной руки; и «свободное объятие», которое меняется по ходу танца от более до менее близкого и наоборот, чтобы сделать очередное движение максимально комфортным. Это о нем маэстрос говорят: «Открытое, закрытое, салон, милонгеро… объятие есть объятие, остальное от лукавого. Все мы танцуем одно танго.»

пушистые

2) По существу, танго руки нам даны, чтоб ОБ-НИ-МАТЬ-СЯ: выражать доброту и нежность, мужскую надёжность и женское доверие, радоваться ощущению другого тела, как радуются играющие звери.

Объятие может быть страстным и волнующим, лишь бы не сальным. Деликатность – это чуткость и уважение к чужим границам, умение считывать степень открытости другого человека, не навязывать ему своих ожиданий сверх того, беречь его от ложных надежд. Одна тангера, темпераментная и чувственная сама по себе, поставила в подпись на танго-форуме: «Ничего личного, просто идеальная женщина ))». А другой тангоман, счастливый в любви и оттого щедрый на позитив, каждое объявление о поисках партнерши на практику полушутя заканчивал фразой «интим не предлагать».

Контакт в определении для физиков – это сложение векторов силы (массы, умноженной на ускорение) двух тел с минимальными потерями и разрывами. Сами векторы, как и их равнодействующие, при этом бывают наиразнообразнейшими. Без взаимной настройки не обойтись.

телеграф

Для лириков: контакт – это… это когда двое обнялись, прислушались и начали двигаться совместно так, как удобно обоим. Мужчина ведет, то есть предопределяет направление и тайминг движения всей пары, учитывая реакцию партнерши. Женщина следует, заполняя своей энергией предоставленное пространство. Ее удовольствие – адаптироваться, чтобы быть разной. Но и мужчина, смело заявляя свой характер, приноравливается к каждой женщине, чтобы полнее раскрыть ее возможности и узнать себя с новой стороны. Как давно подозревали биологи, по ходу танца у его соавторов даже мозговые волны синхронизируются.

escuela_del_tango1) «Он пригласил, она пошла, он сопроводил». Всё это заняло доли секунды. Физики, не спим! Партнер четко задал диапазон движения, и два упруго связанных тела последовали друг за другом. Что при этом ощущают души, в меру своей поэтической одаренности? «Я ей рассказываю, она внимает рассказу.» – «Он поет мне, я подпеваю ему в унисон». – «Они поют в два голоса». Или даже так: «Наши нервы срослись, я только подумал, а она пошла». – «Я даже не знаю, это он так захотел или я.» Конечно, никакая это не телепатия, скажут биологи. Просто мысленный образ рождает мышечную готовность к соответствующему движению тела. А это микродвижение отлично считывается другим телом, при отсутствии помех и перебоев на линии связи.

Помехи со стороны партнера случаются такие: недостаточно ясное намерение (размытый диапазон), внезапное желание удивить (нерассчитанный вектор), эти эгоисты справа (запоздало прерванный сигнал). Помехи со стороны партнерши: додумывание, угодливая «угадайка», посторонние мысли (в том числе об этих эгоистах слева). Неуверенность провоцирует неуверенность, так что здесь и далее будем подразумевать, что ошибка принадлежит всей паре. Так оно дружнее.

contact2) «Он предложил, она проинтерпретировала, он принял». Здесь у лириков получается эффект занимательного диалога, а физики объяснят себе так: партнер оставил определенные допуски по скорости и амплитуде, партнерша четко выбрала траекторию и предсказуемо проследовала по ней, инициируя окончательное совместное движение.

Возможный разрыв со стороны партнера: «сама-сама, я покурю» (диапазон без закономерности). Со стороны партнерши: «и чё?» (нерешительность), «эх, разгуляюсь я, краса-девица» (сама идет, сама ногами машет, партнер остался не у дел или, что еще хуже, в роли шеста для стриптиза).

aliento_del_tango_kiev_school3) Он изменил положение своего тела так, что для нее наиболее комфортной реакцией было сделать вот так. Почти что голая физика с геометрией, но ощущения бывают весьма лиричные. Легкая инерция партнерши создает впечатление: «Я танцую ею». – «Он меня катает». – «Это еще кто из нас катается…» Легкое противодействие заданному вектору движения любимо на аргентинщине как исконно-самцовая игра «Жэнщина, одэньса и сопротивляйса!», в то время как для партнерши это ближе к «да, бери меня, еще!» Легкая расслабленность партнерши перерастает в состояние «её ноги – мои ноги» vs. «он погрузил меня в сладкий сон, сюжет неважен».

Но если кто-то из пары будет вялым, то другому придется впахивать за двоих без надежды на внятный и разнообразный результат. Двое грубых – это не про танго, а про драку. Два аморфных тела – не рано ли на пенсию?.. Да, и у таких манер находятся любители. Что характерно, чужие манеры заразительны, но в известной мере управляемы.

В аргентинской танго-лексике встречаются два обозначения ведения и следования: «marcar y responder» («показывать, намечать» и «отвечать»), а также «llevar y seguir» («нести, управлять, перевозить» и «продолжать, следить, логически проистекать»). Нуте-с, что из этого подходит к описаниям 1), 2), 3) ?

Все эти объяснения, однако, отражают разные стороны общего принципа взаимодействия в танго. Трудно предугадать, у кого сколько раз поменяются вкусы. А есть танцоры, которым сразу близок девиз Винни-Пуха: «и того, и другого, можно без хлеба». Неудивительно, ведь на разную музыку и разных людей мы отзываемся по-разному. Это делает танго неисчерпаемым удовольствием.

И это еще не всё. Контакт может быть… бесконтактным! Никакого мошенничества: лишь безупречный баланс, мышечная готовность и натренированное умение считывать-просчитывать движение другого тела.

Бывает, что навыков обоим по отдельности (в смысле, в других парах) хватает, а «контакта нет»: не принимает тело, не откликается душа, конфликтуют двигательные привычки, а может, кто-то слишком заморочился техникой, забыв о смысле танца. )) Тут, как в разговоре. Или ищем пути навстречу, или вежливо танцуем о погоде в надежде на более благоприятное расположение звезд и настроений в другой раз, –  или понимаем, что другого раза в ближайшее время не будет. Ну, не судьба. Останемся друзьями.

Каденсия в танго (исп. cadencia) составляет особое понятие, которое отличается от каденции в музыке. Обозначает качество движения, без которого в танго нет жизни. «Когда кошка идет по забору и потягивается одновременно – она свингует, когда крадется за птичкой – у нее в теле каденсия» ((c) dancerknight). Прочие определения каденсии немногим менее туманны:

• когда движения сливаются во фразы – на одном дыхании, с кульминациями и разрешениями «интонации», причем энергия не гаснет по завершении шага или фразы, а продолжает циркулировать внутри объятия: «стой, но двигайся»;
• когда процесс переноса веса не равномерен, а есть разгоны-замирания-обрывы, повышения и понижения уровня (не путать с баунсом в каждом шаге);
• когда в теле происходит упругий кач наподобие закладки виража или едва заметная петля разгона (не путать с колыханиями в медляке и извивами сальсы).

Кое-кто под каденсией понимает просто-напросто соблюдение музыкального ритма в динамике шага. Но каким словом тогда отличить танец от механического топанья? Наиболее близкий синоним, который используется для перевода слова «каденсия» – это «волна». Но нагляднее всего объясняет суть явления один из фирменных фокусов, которыми мы пользуемся на уроках. ;)

Фигуры танго

Ой, какая простыня длинная получилась. Давайте рассмотрим основные элементы аргентинского танго на следующей странице.

Наглядный словарь танго-фигур

Танго-термины: Один комментарий

  1. Мила Вигдорова о танго-чемпионатах

    Люди, далекие от танго, любые парные танцы ассоциируют с конкурсами. Это пропагандируют голливудские фильмы и вообще наша массовая культура – ей такая идея близка и понятна. Зачем еще отдавать столько времени, сил и денег своей страсти? Но ведь мы знаем, зачем… Идея чемпионата в Москву пришла давно, и изначально мы ей сопротивлялись как чуждой всему, что мы ценим в танго. Но почему все больше социальных танцоров прогибаются под эту идею?? Для меня чемпионаты олицетворяют то, что в танго привнесла культура танцевального спорта – стандартизация и коммерциализация.

    Всё, что мне близко в танго и ради чего я ему посвятила жизнь, противится этой идее. Оттачивание до холодного блеска пяти стандартных фигур, дипломы, номерки, судьи с оценками. Есть аргумент – чемпионаты создают мотивацию для улучшения или для практики… Но цели и средства их достижения должны соответствовать! Если ваша цель – стать хорошим социальным танцором, тренировка к чемпионату – не то, что вам поможет. А если вы работаете над тем, чтобы стать лучшим танцором – не факт, что это поможет вам выиграть чемпионат. То, что оценивается в чемпионате и то, что оценивается на танцполе – совершенно разные вещи.

    Есть ведущее к заблуждению подразделение чемпионатов на танго-сценарио и танго-салон. Ну, танго-сценарио – это понятно, про шоу на сцене, а салон – это то, что мы танцуем на милонгах. А вот и неправда! Салон, который представлен чемпионами по салону – это тоже всего лишь один стиль социального танго. И «танцевать хорошо» и «танцевать салон» – это разные вещи.

    Танцоры, похожие один на другого настолько, что одного чемпиона не отличишь от 5 других. Танец, на который лично мне скучно смотреть после одной темы. Ну да – красиво, элегантно и т.п., но… Конечно, есть исключения, как и в любом правиле, но они только оттеняют общую картину. Если аплодируют – это, 98%, хиро с энроске и ляписами. Предсказуемо, как тройной тулуп. Спорт и искусство – вот в чем разница. Соревнования могут быть только в спорте. Блестящее исполнение обязательной программы.

    Исключения составляют несколько фигур – например, Освальдо и Кока – танец которых ничего общего не имеет со всеми другими последующими чемпионами и подчемпионами. Они танцуют совершенно про другое. Или Себастьян Хименес: гениально, но это все тот же салон, восхитительный в своей космической виртуозности исполнения. Конечно, можно упомянуть также Перальту, говоря об именах чемпионов, которые мы все-таки помним – но не забывая, что известен он стал еще до того, как стал чемпионом и вовсе не чемпионат сделал его тем, кем он является… также как и в случае Освальдо и Коки…

    Стандартизация исключает индивидуальность. Те, кем я восхищаюсь в танго – Чичо и Хуана, Гастон и Мойра, Хулио и Корина – они далеки от унификации. Это личности, которые создают свой стиль, наперекор стандартам, а не в угоду моде или эталонам. Чемпионы – усредненная хорошая оценка судей. Гении – ими можно восхищаться или ненавидеть, но они далеки от среднего.

    Чемпионаты – коммерческая идея, направленная на определенные цели. Берите уроки у чемпионов и у судей, стремитесь танцевать вот так и присоединяйтесь к нашей всемирной безликой танго-машине. А проще говоря – вы любите танго? – так давайте сюда ваши денежки. Я никогда не танцевала и не преподавала Это, и не буду! То, что я ценю в танго, и что я пытаюсь передать ученикам – это не набор штампованных движений, а язык и способ коммуникации, способные создавать волшебство в паре. Это искусство управления своим телом и телом партнера и возможность создавать неповторимый уникальный импровизационный музыкальный танец. Те партнеры, которых я уважаю и ценю – они танцуют в сто раз интереснее, чем любой из чемпионов, и это танго невозможно вогнать в рамки. Это не значит, что не нужно стремиться к качеству и к повышению уровня, и что свой стиль – это оправдание лени или плохой техники. Но в чем качество заключается? В том, чтобы выполнять энроске с ляписом безупречно? Нет – натренировать делать 5 фигур можно кого угодно, бальники научатся делать это за несколько месяцев. Для меня качество – в том, как создавать свой танец и сделать тело безупречно настроенным инструментом для импровизации и коммуникации в паре.

    Танец – творчество, танец – искусство, а не танец-спорт или ремесло. Танец-творчество судится по другому. Искусство оценивается другими мерками. Чичо – гений и об этом знают все. Его выступление в БА собирает больше народа, чем любое другое, причем толпу самых разных слоев и стилей. Разве его можно поставить в рамки стандартов? У нас в стране конкурсы такого типа рассчитаны скорее на «Гала дэнс», большинство профессиональных представителей которого как раз вышли из танцевального спорта и социальный танец не их стезя. Мы все равно проиграем тем, для кого танцевальный спорт и его правила – игра давно знакомая. Но что, они лучше танцуют и понимают танго???

    Для меня критерий хорошего танцора – это его успех на танцполе. Сколько девушек или мужчин мечтают с ним потанцевать. Скольким партнерам с ним комфортно и волшебно или скольким людям он дает вдохновение и вызывает любовь к этому танцу. А танцоры-чемпионы – вы хотите ими быть? ради бога – после вас будут другие чемпионы. Я хочу быть выше чемпионов – вне конкурсов, вне критериев, как истинные мастера. Закончу цитатой из Майи Плисецкой: «лучше (танцевать) хуже, но свое».

    Еще жестче выcказались о чемпионатах Алехандра Мантиньян и Аоникен Кирога.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s