История танго

Старая гвардия

...cabeza!

Буэнос-Айрес, южный плавильный котел Европы. 1865: сто тысяч жителей. 1928: за два миллиона. Итальянцы, испанцы, немцы, англичане, евреи, поляки, русские, украинцы. Из них мужчин две трети, а в иные годы и вовсе двадцать пять к одной.

Танго родилось от гибрида испанской хабанеры, негритянского кандомбе и милонги камперы – местного пастушеского трубадурства в стиле «что-вижу-то-пою». Сейчас в Байресе редко встретишь мулата: ассимилировались. А на рубеже XIX-XX веков чернокожие слуги жили свободными, хозяевами не притеснялись, и имели право собираться на гулянки за городом. Такое сборище на одном из африканских наречий уже называлось словом «танго», хотя ни танца танго, ни музыки такой еще не было.

После гражданской войны 1861 г. деревенские рекруты, осевшие на окраинах столицы, затусили с неграми (так как у соседей радости не вызвали), набрались от них кое-каких движений и добавили своих. Вторым излюбленным местом культурного досуга, если верить Борхесу, были бордели, где мужчины, коротающие очередь застольем и плясками, изобретали новые фривольные выкрутасы. В дальнейшем широко распространились танцзалы и кафе с профессиональными партнершами для танцев. Не обязательно легкого поведения, ибо одинокие иммигранты в большом городе жаждали хотя бы теплых объятий и безмолвного понимания. Ну а горячий криминальный элемент, чуть что, хватавшийся за нож, почитал за доблесть лихо танцевать.

Дамы тоже были с характером: могли и отпор дать, и уйти к другому, и между собой разобраться. Каждая танцовщица чувствовала себя королевой. А мужчина, которому дышал в затылок десяток конкурентов, старался показать себя королем.

В традиционное трио скрипки, гитары и флейты, вытесняя «бедных родственников», вторглись клавишные и бандонеон – гармоника немецкого изобретения с завораживающим голосом, изначально предназначенная заменять церковный орган. Музыка танго стала популярной, ее наигрывали на фортепьянах приличные девушки, а приличные папаши, спровадив семью на отдых, привозили домой отборных ночных бабочек, музыкантов и танцоров. Бордели (дворцы, да и только!) уподобились театрам, покровительствующим искусству. Тангерос, получив в распоряжение шикарные полы, сделали свой танец более элегантным. Если поначалу в новой стилистике танцевали под разную музыку своего времени, то теперь на танцполе закрепились три жанра: собственно танго, танго-вальс и быстрый веселый танец милонга.

Загорелась звезда Карлоса Гарделя (Carlos Gardel), чьи песни придали разухабистому танго ту сладкую грусть, которая пьянит нас до сих пор. Его же перу принадлежит текст пронзительного танго (смотреть и слушать тут), которое ассоциируется с фильмом «Запах женщины», а повествует о страданиях заядлого игрока на скачках.

«Золотой век»

Loca

Приличные девушки захотели не только играть, но и танцевать. Отцы и братья, поворчав, согласились. («Первая феминистическая революция», – шутит профессор и свидетель истории танго Рубен Тербалька, чей двоюродный дед-одессит, едва освоившись на аргентинщине, издал танго собственного сочинения.) И высокое общество «легализовало» танец, убрав из него всякие крайности.

История стилей социального танго – лекция Рубена

На районные танцульки победнее выбирались целыми семьями. Под бдительным взором мамаш парни перекидывались словечком с девушками в паузах между танцами. Традиции танго-вечеринок, именуемых «милонги», сохранились до сих пор: приглашение взглядом, галантное обхождение, четыре танца подряд в одни руки (меньше – неприлично, значит, очень не понравилось; больше – неприлично, значит, очень уж понравилось). Между сетами – вставки из нетанго-музыки, чтобы пары успели смениться.

Оркестры разрослись (десять скрипок! шесть бандонеонов! арфа, вибрафон, духовые по вкусу), а музыка обогатилась культурой и школой Старого Света. В сонме музыкантов, дирижеров, композиторов, импресарио преобладают итальянские фамилии. Не последнюю роль в популярности танго на родине сыграл ажиотаж, который вызвали в Европе гастроли Гарделя и оркестра Франсиско Канаро (Francisco Canaro). Ген танго, внедренный богатыми аргентинскими юношами в европейские салоны 1920-х, положил начало европейскому бальному танго и тому довоенному танго, каким его помнят наши бабушки и дедушки. Танцы «старых милонгерос» Советского Союза до сих пор можно застать в Гидропарке в теплую погоду.

Следующим танго-революционером стал Хуан д’Арьенцо – Juan d’Arienzo, Король ритма, который начал взвинчивать темпы танго, вальсов и милонг в 1935 году. От его оркестра, как выразились бы сейчас, танцпол «колбасило», фанатам не в диковинку было лупить за него чужаков. Он и сам мог отхлестать по щекам недостаточно темпераментного музыканта. И тот терпел, при тысячном-то конкурсе на место бандонеониста. Посмотрите на д’Арьенцо-дирижера. Хоть и без мордобоя, оно того стоит.

С ним соперничал Карлос ди Сарли – Carlos di Sarli, «Сеньор» (а, может, «Бог») томного салонного танго. С его роскошных напевных аранжировок обычно начинаются первые уроки в сегодняшних школах танго.

Поныне ни одна милонга не обходится без этих двух великих оркестров. Любимы танцорами Aníbal Troilo, Osvaldo Pugliese, Miguel Calo, Angel d’Agostino, Francisco Canaro, Osvaldo Fresedo, Edgardo Donato, Pedro Laurenz, Ricardo Tanturi, Lucio Demare и многие другие гранды, чье фирменное звучание расцвело между 1935 и 1952 годами. Скачать самое популярное танго можно здесь.

Новое танго

OblivionАстор Пьяццолла – Astor Piazzolla, автор знаменитого «Libertango», скрещивает танго с классикой и джазом, получает стипендию на обучение в Париже, возвращается в Буэнос-Айрес, будоражит критиков (как это можно станцевать на милонге?!), получает бойкот фирм звукозаписи, уезжает в Нью-Йорк и снова в Париж, прославляет танго в мире как серьезную концертную музыку, получает признание на родине, пишет сюиты, музыку к фильмам и спектаклям, вдохновляет артистов на поиск новых форм движения и открывает дорогу электронному танго 2000-х.

Внимаем танго-романсу «Oblivion» (премия «Грэмми»-1992).

Но военная диктатура притесняет танго, ассоциирующееся с предыдущим строем, и внимание молодежи захватывает рок-н-ролл. Комендантский час не способствует ночной жизни, так что традиции социального танца почти что угасают. Танго выносится на сцену и в театрализованном виде заново покоряет Америку с Европой. Сложные комбинации продаются бойко, в том числе в видеозаписях, однако без основ ведения и следования не дают той чуткой связи, лаконичной красоты и свободы импровизации, что сохранились в традиционном танго.

Зато школы танго, а вслед за ними милонги ширятся по городам и весям всего мира. Танец головорезов делается формой досуга для интеллектуалов. Преподаватели, осознав, чего чуть было не утратили, перенимают секреты старых милонгерос, пока те еще живы, а исследования в области спортивной анатомии, классической и современной хореографии помогают систематизировать обучение танцу. Чтобы любые мужчина и женщина, умеющие танцевать танго, смогли вдвоем прожить какую-то историю, пока звучит музыка.

Опубликовано с сокращениями: «МК» в Украине, 26 сентября — 2 октября 2012 года

История танго: 4 комментария

  1. Танцевальный ликбез: к истокам танца танго и его младших «родственников»

    Салон и улица: танго в контексте мировой и местной танцевальной культуры. Компадрес и компадритос.

    Кратчайшая история бальных танцев. Социальные, спортивные, сценические — где вам будет лучше?

  2. По этой ссылке можно скачать культовую монографию П.А. Пичугина «Аргентинское танго».

    Увлекательным языком рассказывается об истоках и последующей эволюции танго. Исследуются социальные условия и историко-культурные предпосылки появления танго, рассматриваются конкретные музыкально-хореографические и поэтические формы, участвовавшие в становлении нового художественного феномена. Прослеживается этимология слова «танго», соотношение в танго местных (национальных) и привнесенных элементов. Книга изобилует интересными, во многом неизвестными подробностями. Отдельные очерки-портреты посвящены выдающимся исполнителям и создателям танго. Самые знаменитые танго вынесены в нотное приложение.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s