О взлетах и падениях

tango_veronica_toumanova_giorgio_regnoliСтатья Вероники Тумановой. Публикуется с разрешения автора. Ниже вы найдете полный список заметок лучшей из учителей танго в Париже.

Нам всем известно ощущение, когда всё получается. Если у вас уже есть некоторый опыт танго, то это чувство вам наверняка знакомо. Это одно из лучших ощущений в жизни. В этом состоянии кажется, что тело стало танцем, без всяких усилий, и что сверкающий поток несет вас куда-то в музыке. Вы одновременно полностью в этом участвуете и наблюдаете за своим участием со стороны. Вы в слиянии с партнером и чувствуете замечательное единство между вами и окружающим миром. Все технические «проблемы» испаряются и всё просто-напросто работает.

Я думаю, что мы танцуем танго для того, чтобы ловить это ощущение. Когда я рассказываю о танго людям нетанцующим, я часто сравниваю его с виндсерфингом. Серферы, также как и тангерос, способны уехать Бог весть куда, чтобы делать каждый день одно и то же: ловить идеальную волну. Мы тоже, в своем роде, все время ловим идеальную волну. Ту незабываемую связь с другим, которую мы однажды уже почувствовали, особенную для каждого из нас, разную на каждом этапе нашего развития. Мы ищем нашу волну в партнерах, учителях, шагах, обуви, музыке, мероприятиях.

Нам также знакомо и противоположное ощущение: когда кажется, что ничего не получается. Ваше тело, несмотря на все усилия, не способно воспроизвести нужные движения с той же легкостью, как недавно. Вам кажется, что вы всё растеряли и пытаетесь это найти, создать гармонию силой. Как правило, от этого становится только хуже. У вас начинается стресс, вы сердитесь, на вас находит угнетенное состояние, вам кажется, что вы танцуете хуже всех в мире. Вы начинаете объяснять всем, кто попадается на пути, что сегодня вы танцуете действительно очень, очень плохо. От этого вам какое-то время становится легче, но ненадолго, и в целом это ситуацию не меняет.

Почему так происходит?

Не претендуя на полное понимание данного феномена, я обозначу несколько важных аспектов. Первый – это то, что касается непосредственно танцевального навыка. Чем больше у нас опыта в какой-либо деятельности, тем легче нам войти в состояние, когда «всё получается» в любой момент. В этом, собственно, весь смысл практики. Благодаря навыку профессиональные танцоры могут провести полдня в пути, дать несколько уроков и в тот же вечер станцевать отличное шоу. Чем лучше ваше тело освоило правильное и удобное движение, тем легче вам его воспроизводить по желанию. Поэтому есть смысл продолжать учиться и практиковаться: вас будет меньше мотать между взлетами и падениями. К тому же, вы научитесь влиять на ощущение падения и вносить изменения в это негативное состояние.

Если вы подвержены частым и сильным переменам между взлетами и падениями, то вполне возможно, что ваши навыки находятся в фазе «сознательное умение». Я писала об этих фазах в моей статье «Учение-мучение и как его полюбить». Сознательное умение – это фаза, в которой у вас получается танцевать правильно и удобно, когда все условия к этому располагают и вы делаете постоянные сознательные усилия. Как только условия меняются (вы устали, у вас стресс или вас что-то отвлекает), ваше тело возвращается к прежним, бессознательным двигательным шаблонам. Но эти шаблоны, хотя и привычны, осознаются вами как «плохие», потому что вы уже научились их распознавать как неправильные. Например, вы часто теряете равновесие. Когда вы спокойны и сосредоточены, у вас получается правильно приходить на новую опорную ногу. Но на милонге, из-за хаотичной навигации и других стресс-факторов (со стороны партнера/партнерши, из-за ваших эмоций), вы снова начинаете терять равновесие, что, конечно же, выводит вас из себя.

Многие танцующие застревают в фазе сознательного умения, что само по себе становится источником сильной тревоги, потому что вы, в целом, никогда не знаете, как будете танцевать. Чтобы выйти на следующий уровень, необходимо освоить правильные двигательные шаблоны, пока они не станут «неосознанным умением», то есть привычкой, а для этого нужны время и практика. Но вы можете также помочь себе, создавая как можно чаще наиболее оптимальные условия для хорошего танца. Если вы подвержены стрессам, найдите способы успокоиться. Если на ваш танец сильно влияет усталость, то поспите немного до милонги. Перестаньте танцевать с партнерами и партнершами, с которыми вам некомфортно. Начинайте вечер с танд под музыку, которая вас вдохновляет. Общайтесь. Отвлекайтесь на что-нибудь другое.

Второй важный аспект — фокусирование вашего внимания. То, как мы ощущаем наше тело в любой момент, зависит от совокупности всего того, что происходит в этот момент внутри нас и в нашем окружении. На это также влияет то, что с нами произошло до этого, в каком мы настроении, качество нашей энергии и наши эмоции. Наше существо, тело плюс разум – очень сложное, многогранное явление. Эта умная система поддерживает одновременно огромное количество процессов, которые мы в большинстве своем не ощущаем и сознательно не контролируем, если не научились это делать целенаправленно. В то же время наше осознанное внимание, как правило, фокусируется на чем-то одном, максимум на паре вещей сразу. Чем более узок наш фокус, тем больше та мысль, на которой мы сосредоточились, окрашивает наше восприятие реальности. К тому же, наш разум любит подхватить какую-нибудь мысль и начать ее распутывать, как котенок клубок шерсти, заводя нас все глубже и глубже в причинно-следственный «туннель» и вызывая сильные эмоциальные реакции.

Взлеты и падения, которые вы ощущаете – это прежде всего ваше внутреннее переживание того, что с вами происходит. Ваши внутренние ощущения не всегда точно отражают то, что происходит в действительности. Профессионалы знакомы с таким парадоксом: иногда выступление ощущается как удачное, легкое и без перебоев, но не выглядит чем-то особенным. А иногда ощущается внутренний дискомфорт, срывы в контакте, напряжение, усталость, а со стороны выступление выглядит блистательно. Также бывают и ситуации, в которых одно отражает другое: выступление ощущается как посредственное и действительно выходит ниже стандарта, а выступление, где танцор находится «в потоке», поднимает его искусство на абсолютную вершину. Разумеется, последний вариант — то, к чему стремятся все профессионалы. Истинное мастерство никогда не ощущается, как тяжелый труд, скорее как полет. Труд был вложен в него до этого.

Помимо развития определенного образа движения, обучение танцу также преследует еще одну цель: а именно, научить танцора осознавать одновременно как можно больше частей его или ее тела, плюс свое внутреннее эмоциональное состояние. По той простой причине, что вы не можете изменить то, чего не осознаете. Осознанное ощущение приводит также к смягчению состояния «ничего не получается», потому что в любой момент танцор осознает, что многое как раз получается. Как профессионалы, так и любители тренируют свое осознанное внимание в танце, но у любителей фокус остается более узким. И тогда случается, что какое-нибудь незначительное неприятное ощущение может перерасти в настоящую депрессию в течение одной танды.

В целом, как и любая неприятная мысль. Если вы на ней глубоко сосредотачиваетесь, вы начинаете углубляться в «туннель», где весь мир кажется ужасным недоразумением, хотя на самом деле солнце продолжает светить, а окружающие вас люди продолжают заниматься своими делами. Единственное, что изменилось – ВАМ в голову пришла дурная мысль и вы позволили ей себя увести. В таком случае, вместо того, чтобы в суете и панике искать решения проблемы, поступите наоборот: расслабьте и расширьте фокус вашего внимания. Внутренне отступите от вашего неприятного ощущения и почувствуйте, что происходит в разных частях вашего тела. Посмотрите, что происходит вокруг вашего неприятного ощущения. Почувствуйте то, что получается, и какие ощущения вам приятны. Пусть это вас успокоит. Создайте пространство вокруг проблемы, дышите, расслабьтесь. Скоро дела пойдут на поправку.

Если ваша первая реакция на прочитанное – «как же я могу все это сделать и одновременно оставаться в контакте с партнером и музыкой?», то вы просто еще недостаточно в этом натренированы. Это не только возможно, но еще и значительно улучшит ваш танец, если вы научитесь сохранять более широкий фокус внимания на том, что происходит внутри и вокруг вас. Если вы умеете завтракать и при этом читать газету, не наливая себе кофе в ухо, то вы можете научиться осознавать несколько процессов сразу и в танце. Это не значит очень сильно концентрировать внимание на нескольких вещах сразу, как раз наоборот: это значит расслабить и отпустить ваше внимание гулять там, куда вы его осознанно посылаете. Если в танце вам это сложно, тренируйте ваше внимание во время какой-нибудь простой повседневной деятельности. Периодически отправьте ваше внимание в какую-нибудь часть тела. Почувствуйте, где у вас пальцы ног или как чувствует себя ваша поясница, не теряя сосредоточенности на том, что вы делаете. Ваше тело будет несказанно этому радо, оно очень любит ваше внимание. Оно вам отплатит самым неожиданным и приятным способом.

Об одном вы уж точно можете не беспокоиться: когда ваш танец ощущается вами как убогий, то внешне он, в целом, выглядит и ощущается так же, как и всегда. Просто у вас испортилось настроение. Когда вы на взлете, ваш танец, объективно, не обязательно это отражает, просто вы более расслаблены и у вас вдохновение. Когда вы себя плохо чувствуете в танце, ваш танец не обязательно плох. Ваш партнер или партнерша могут почувствовать больше напряжения с вашей стороны, а могут и не почувствовать. Не забывайте, что другие люди заняты собой так же, как и вы заняты в основном собственной персоной. Поэтому в следующий раз, когда вы окажетесь в таком потерянном состоянии, не паникуйте: вас не ждет публичный позор. Никто не покажет на вас пальцем и не скажет: «Вон этот сегодня просто отвратительно танцует!» Ваши любимые партнеры и партнерши будут продолжать с вами танцевать, даже если в это с трудом верится. Вам уже когда-то было хорошо, вам будет хорошо и впредь, и даже очень скоро.

Повторюсь, ощущения взлетов и падений знакомы танцующим любого уровня, каждому по-своему. Мы же не роботы, в конце концов. Развивать навыки, расширять внимание, учиться выходить из состояния тревоги — всё это очень полезные способы для ловли идеальной волны. Но необходимо также помнить, что идеальная волна не была бы таковой, не будь рядом с ней менее идеальных волн. Также не стоит забывать, что и менее идеальная волна может вам вполне пригодиться, если вы отнесетесь к ней с должным вниманием. Потому что в итоге ведь всё дело не в волне, не так ли? Всё дело в скольжении.

Все статьи Вероники Тумановой:

Реклама

О взлетах и падениях: Один комментарий

  1. Старое, личное, с фейсбука (группа «Без цензуры. О танго»):

    Танго-кризисы бывают…

    why1) Первичные. Что-то долго не дается. Решения:
    а) определить изменяемые параметры и поэкспериментировать с настройками;
    б) в частном порядке попросить преподавателя или старшего товарища определить, за какую ниточку потянуть и в какую кнопку тыкнуть, чтобы всё остальное приблизилось к гармонии, а затем погонять для закрепления результата.

    Результат может быть неявным или недолгим, но память о нем останется. Может понадобиться несколько раз и источников, чтобы «наконец дошло» — эффект насыщения баранкой после трех калачей, ведь мышцы и нейронные цепи всё это время «прокачивались».

    2) Конфликт программных версий. Старые привычки уже разломаны, новые еще не прижились. Тот самый случай, когда «лучшие танды начинались словами – ой, я сто лет не танцевала, — а худшие – о, я только-только с женских техник». Лечится практикой с соучастниками по семинару и/или воздержанием: информация должна улечься.

    3) Замороченность техникой можно вынести в отдельный пункт (…и немедленно выпил!) и в остальные.

    4) Пресыщение такое, когда ночью в полусне тошнит кусками танго-музыки. Лечится, конечно, голоданием.

    5) «Стеклянный потолок». Если 4) – объедание, 3) – отравление, то 5) – гастрит. Самоскука, шарики не радуют, партнеры делятся на «всегда пожалуйста» и «по старой дружбе».

    • На первой стадии, с голоданием или без, таки случаются моменты экстаза, после которых про себя либо даже вслух выдыхаешь – вот ради чего! Любопытство к новым лицам, если повезет, приводит к приятнейшим открытиям, и тогда появляется новое увлечение – «поливать свой садик» (бескорыстно вкладывать себя в развитие новичков, просто чтоб они БЫЛИ).

    • Болезнь может прогрессировать, и тогда кажется, что все месторождения эмоций уже исследованы до мельчайших ответвлений. А круг партнеров не растет (или пробуют и не возвращаются). Очевидный выход – а) семинары и частники, много, б) заманить доброжелательного представителя целевой аудитории на практику, предъявить себя во всей белопушистости и попросить раскрыть глаза на то, где у тебя торчит зеленопупырчатость. В случае облома по пункту б) есть риск засомневаться в своих личностных и гендерных качествах, а это уже опасно. Сами-то разве мало вспомните людей, прекрасных во всех отношениях, которые для вас – не фигура, а фон, и перед тем, чтоб сделать что-нибудь для них, найдется еще много нужных дел?

    Пробивать «стеклянный потолок» рекомендуется в направлении какого-нибудь феста, где, желательно, тебя (почти) не знают, и преобладающий уровень танцевания не таков, чтобы прятаться под стол от кабесео, но и не таков, чтобы сползать под плинтус от некабесео. Эффекты могут быть различны:
    • Вы утанцовываетесь вдрабадан (и благополучно карантините до следующего феста)).
    • Меняется ваш танец или нет, но, во всяком случае, глаза снова горят.
    • Вы начинаете танцевать уж слишком иначе, чем принято дома. Параметров много: положение оси, подвижность в суставах, тонус мышц, императивность ведения, активность следования… С этих пор дорожный чемодан уже не возвращается в кладовку.
    • Вы приезжаете на новое место с настолько подточенной самооценкой, что «проболеваете» весь фест. После этого – либо живительная эвтаназия, либо ждать, пока само пройдет.

    А оно пройдет, слово чести. Темней всего – перед рассветом. И снова будете просыпаться утром, улыбаясь каждой клеточкой, как умытой, вспоминая о том, как здорово вчера потанцевалось. Пока же… есть испытанная чукотская мантра: поднимаем руку вверх и резко опускаем с возгласом «Хайя!» Что в одном из редких северных диалектов означает – «Забей!»

    Анастасия С.: Готова подписаться под каждым словом. Cильно легче становится от понимания, что я в хорошей компании :))

    Ольга M.: Дак разве ж это кризисы? Это всё части процесса. У меня бывают такие точки, что я понимаю: «так, я больше не хочу это» или «это изжило себя, больше не работает», спрашиваю себя, «куда я хочу идти дальше?», кумекаю, что для этого можно сделать, и делаю выборы, в результате чего возникают существенные изменения. Я их не рассматриваю как кризисы, но, допустим, по Эриксону, это они и есть. Знаете, это, возможно, прозвучит странно… я всегда чувствую, что даже в моменты, когда я его не люблю, танго продолжает любить меня.

    Ольга С.: У меня это самое танго «пошло» легко и непринужденно именно тогда, когда я на него забила, и ходила на занятия только ради мужа.

    Мария М.: Я такие периоды просто пережидаю, они сами проходят, зато потом я сама для себя оказываюсь немножко на более высоком уровне. Совсем чуть-чуть, но этого достаточно для повышения самооценки.

    Марина М.: Можно, конечно себя утешать, что, мол, это – перед прыжком, перед выходом на новый качественный уровень. Скажу по себе – не всегда! Пока не попашешь, никакого скачка не произойдет. Марафоны, частники и техническая самоподготовка помогают.

    Виталий П.: Люблю хорошие формулировки. Спасибо! Ощутил все вышеописанные стадии. К концу третьего года уперся как раз в «стеклянный потолок». Не стану рекомендовать, но мне лично остановки помогают. Как на танцполе, так и в более продолжительном смысле. Выдохнуть, отбросить шаблон, прислушаться к чувствам и к музыке. Недели две вообще не прикасаться к туфлям, танцуя только в воображении. Как мастер боевых искусств в фильме «Герой», который одерживает победу над противником в мысленном поединке, тем самым предопределяя победу реальную.

    «Поливать садик» – очаровательно)) Люблю этим заниматься, для успокоения и для работы над собой в деталях. Но нужно понимать, что партнеры/партнерши – это не цветы, а скорее птицы. Всё равно улетят, поэтому лучше не привязываться.

    Н.: Ну, цветы и кусты тоже принадлежат сами себе. Уползают корнями к соседям, гибридизируются, вымахивают или вырождаются, и ничуть неизвестно, кто соберет плоды)

    Александр K.: Фестиваль – чудесно. Воздержание – неа, мне не помогает, наоборот даже. Новые спарринг-партнеры – работает 100%, был период – искал на практики вполне определенных партнерш для совершенно определенных задач. И еще – новый сериал каких-то групповых уроков\семинаров на фестивале. Помогает выдернуть себя из круговорота. И, как по мне, главное – не париться: «Нет багов, есть недокументированные фичи» :-)

    Алексей В.: Вообще замечательно написано, но вот, что подумалось. В топике взгляд сконцентрирован в основном на субъективном аспекте (и достаточно проактивном, при всех кризисных моментах). Есть, наверное, ещё и социальный аспект, когда не про мышцы и суставы, а про исключительно отношения и связи: предел развития в данном сообществе, тупик развития отношений с этим типом людей, просто потеря смысла. Ты просто более не готов меняться и проявлять гибкость. Видел несколько интересных людей, кто был опустошён танго-отношениями до полного отказа, ухода в себя. Много ли вернулось и почему?

    Виталий П.: Нужно просто любить. Тогда захочется вернуться, несмотря ни на что. Что интересно, в танго встречаются настолько разные люди, что потеряв связь с одними, можно обрести её с другими, кто будет ближе и понятнее. А смысл всегда в себе самом можно найти. Самосовершенствование или просто радость танца.

    Денис П.: Если воспринимать танго в стиле восточной философии, как Путь (с большой буквы))), то все кризисы проходят довольно безболезненно. Даже затянувшиеся. Потому что – полжизни еще впереди, что не получается сейчас, получится через полгода-год-два, торопиться некуда, надо получать удовольствие от текущего момента (пусть даже и кажется, что вот на прошлой неделе танцевалось ух как, а сейчас бледная тень того вечера).

    Татьяна Б.: Если тебе кажется, что ты плохо танцуешь, попроси друзей снять твой танец на видео )) , посмотри запись, поплачь. А потом можно и над техникой поработать.

    Катерина Н.: Татьяна, верно и для «если тебе кажется, что хорошо танцуешь»)))

    Юлия С.: Да уж. Периоды «якривоэбуратино» все чаще и длиннее. Спасают уроки и понимание того, что я не профи и никогда ТАК танцевать не буду… (ну как бэ они тоже никогда не смогут станцевать так, как это делаю я ;))

    Павел П.: Ха! Я в этом состоянии практически всегда :) Редко когда горжусь собой. Единственное, что спасает – мысли о том, что если бы совсем плохо было бы, то со мной бы никто не танцевал. И выспаться %)

    Алексей М.: Чувство юмора в танце необходимо. Иначе, когда продвинутая станцованная пара начинает танду с того, что путается в ногах, как новички на пробном уроке – можно вообще от танго-кризиса умом тронуться. А так, поржали – и дальше :)

    Валерий Г.: Когда-то помогло и до сих пор помогает, когда… когда удается об этом вспомнить вовремя!)))
    Итак:
    — кризисы «ничего не умею, ничего не могу» вполне «естественны», мало того, почти закономерны по одной простой причине – уровень притязаний «я хочу вот так» растет гораздо быстрее уровня навыка «я могу так». Ну, а поскольку у людей живых, ищущих и достаточно самокритичных с «чего еще хотеть» проблем не возникает, то…))) Плата за развитие.
    «Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!» – это, собственно, об уровне притязаний. Вкратце, если уровень притязаний – «горизонт» («хочу быть лучшим», «всех порвать» и т.п.), то граница желаемого все время отодвигается, как морковка от носа бедного ослика. Если же цели конкретны, или как общее главное правило на ум хоть иногда приходят мысли о собственном удовольствии, то и уровень притязаний не загоняет в тупик.

    Необходимы ли кризисы? Статья Любови Хаповой

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s