Танго-этикет

abrazoКак случилось, что танец городских низов окружил встречу мужчины и женщины приличиями, достойными самого взыскательного общества? Очень просто. Когда ты каждый вечер смотришь в глаза одним и тем же людям, с которыми живешь по соседству, – каково оказаться отвергнутым или скомпрометированной? Когда у тебя мало интересов, кроме этих танцулек, и мало активов, кроме репутации, зато есть нож, чтобы ее защищать, но такой же нож есть и у парня, танцующего в шаге от тебя, а на десять девчонок по статистике сотня ребят, – каково разбудить девушек, грезящих в ваших объятиях, неосторожным столкновением?

В одном пакете с традициями милонги, аргентинское танго стало культурным сокровищем мирового значения, оставаясь будничным способом провести вечер / прожигать ночи для доброй части Буэнос-Айреса. Меняются люди и нормы, никто уже не станет в здравом уме выяснять отношения дракой, но кодигоснеписанные правила танго-этикета – и поныне играют важнейшую роль в танго-сообществах разных стран, помогая танцорам чувствовать себя на незнакомой милонге как дома. За незнакомыми терминами возвращаемся сюда, потом сюда.

Правила безопасности на танцполе

remolinoНапомним, что у танго-пары четыре ноги, из них две оканчиваются холодным оружием – «шпилькой» и бывают весьма длинны, иногда своенравны, но отвечает за них тот, кто ведет. Недопустимо подставлять партнершу под удар, даже если виновник аварии – не вы.

1. Пешеходам на дороге не место! К даме, к бару и т.д. проходим по обочине танцпола. А лучше дождаться кортины.

2. Мужчины не пятятся! Ни шагу назад спиной вперед!

Многие партнеры запрещают себе и другим парням любые шаги назад против линии танца, из-за повышенного риска грубо столкнуться с чужой партнершей. Но есть и те, кто видит ряд допустимых исключений: один маленький шаг под собой, или под углом к линии танца, или боком по линии танца, или после двух больших вперед, но быстро, пока никто не занял освобожденное пространство. И поэтому…

3. Ближе шага не догоняйте. Вдруг пара впереди затеет объемную фигуру (хиро, ганчо) или шарахнется от третьей пары?

4. Дальше двух шагов не отставайте. Знаете же, как водители не любят виновников затора. Идеально всю дорогу находиться посредине между парами, танцующими впереди и позади вас (приблизительно, конечно, – учитывая разнообразие движений). Чтобы всем было комфортно, принимается, что свободное пространство между любыми двумя ближайшими парами делится ими поровну. То есть у каждой из соседствующих пар есть право на шаг в сторону центра просвета между ними, чуть-чуть не доходя до него.

5. Не прыгайте из ряда в ряд без крайней надобности. А танцевать между рядами еще хуже.

6. Обгон справа строго запрещен! Справа у пары – слепая зона. У партнера обзор закрыт партнершей, у партнерши часто закрыты глаза. Обгонщики в принципе нервируют окружающих своей непредсказуемостью. Но при крайней необходимости (например, сбежать от буйного соседа в свободное пространство) можно обгонять слева. На случай помехи слева, пространство справа должно быть чистым, и горе тому, кто в нем оказался.

7. Держите ноги на полу! Ведя или выполняя амплитудные движения (болео, планео, ганчо, сакаду), убедитесь, что в зону поражения никто не попадет. Если взять направление линии танца за 12 часов, то безопасный сектор будет находиться между 12 и 3, а запрещенный – против линии танца и в слепой зоне справа от партнера.

8. Углы танцпола не срезайте – заполняйте. Углы как раз удобны для вышеназванных фигур, парад и хиро.

9. Две пары столкнулись – две пары извинились. Кто бы ни был тому причиной, выразите извинение второй паре взглядом и жестом. Мужчина всегда извиняется за всю пару, женщина – только за собственные движения, на которые ее не вели или вели не так сильно. Если соседи, на которых вы налетели, не смотрят на вас, поглощенные сохранением своего танца, во время кортины подойдите извиниться словами.

10. Освобождайте танцпол на время кортины. Решили остаться еще на тандочку? Отойдите в сторону, послушайте начало музыки, понравится – вернетесь на ронду. Пусть другим будет удобно кабесеить.

buenostangos

Но что же в танго зависит от женщины? Хорошая партнерша поддержит общую безопасность чутким следованием и выработанной техникой. Так, шаг с проекцией, максимально близкой к полу, и плавным переносом веса позволит ей остановить ногу, едва коснувшуюся чужой. Очо, сакада, заход на болео и выход из ганчо не подкосят соседей, если собрать ноги в повороте. Перед тем, как махнуть круговое болео, надо завершить пивот, чтобы свободная нога осталась в пространстве пары. В плотном трафике стоит оставлять болео низким, даже если ведут на высокое, и отказаться от украшений, которые не ведутся. А вот участие в контроле окружающей обстановки только мешает следовать. Некоторые тангеры закрывают глаза, чтобы лучше чувствовать партнера. У иных они закрываются сами от блаженного доверия. Пользоваться зрением или нет – дело хозяйское. Но уж почуяв угрозу столкновения, не видную партнеру, естественно и уместно будет подать ему сигнал более плотным, как бы придерживающим объятием. ДТП сильнее нарушит танец, чем ласковая женская готовность «прикрыть спину».

Подробнее о хитростях навигации

Выходить на танцпол желательно с угла. Мужчина выходит первым, но сначала взглядом и кивком в сторону танцпола как бы спрашивает разрешения у лидера надвигающейся пары. Убедитесь, что тот вас заметил и пропускает. Устраиваясь в объятии, не раскачивайтесь долго – соблюдайте скорость продвижения всей ронды.

tango_remolino_navigation

У небольшой милонги имеется одна выраженная ронда и более хаотичный центр. В центр сбегают совсем несмелые новички, которым трудно двигаться по линии танца, ни на кого не натыкаясь (но если постоянно плавать в «лягушатнике», то как привыкнуть к «большой воде»?) Кроме того, туда вытесняют злостных ногомахателей, в народе именуемых «вентиляторами», или подобными эпитетами на местном наречии. Хорошие танцоры отличаются от них тем, что в состоянии ввернуть сложную фигуру в течение ронды плавно, компактно, почти незаметно на фоне элегантного владения простыми шагами.

На больших площадках вокруг центра помещается несколько рядов-ронд. Внешний ряд исторически занимали лучшие танцоры, обеспечивая наблюдателям гармоничный вид. Нынче туда стремятся все, дабы обезопасить свою правую сторону. Во внутреннем ряду людей меньше, а скорость выше, но приходится остерегаться столкновений с двух сторон. Если всё же он вам больше по душе, то перестраиваться в него предпочтительней тоже с угла и, разумеется, переглянувшись с тем, вперед кого вы вклиниваетесь.

Особенная осторожность нужна, если вас угораздило пропустить половину танды. К третьей-четвертой песне танцующие уже не ожидают появления новых пар, входят в общий ритм, теряют бдительность и могут налететь на вас. Эктор Бреа, из старых милонгерос, советует: если на момент, когда вы вышли на танцпол, внешняя ронда уже плотна, проскользните во внутреннюю, если есть, или в центр, дожидаясь свободного места в ряду.

Сборы на милонгу

crocodileВ деле парных танцев то с мужской, то с женской стороны иногда звучат жалобы на недостаток гигиены, а также на чрезмерную надушенность. Что тут можно посоветовать?

• Пользоваться средствами для свежести дыхания, особенно курильщикам. Не допускать пересыхания во рту, что тоже сказывается на запахе, а от жевательной резинки избавляться до начала танцев. )
• Помимо лука и чеснока, избегать острой пищи в день милонги, так как многие специи меняют запах пота в худшую сторону.
• Захотелось выпить «за баланс»? Для маскировки паров стоит пожевать гвоздичных или кофейных зерен.
• Прихватить запасную рубашку / футболку. Если потеет спина, выручит сменная футболка под рубашкой. Самые франтоватые милонгерос оберегают дамскую ладошку от неприятных впечатлений посредством пиджака или жилетки. Не страшно вымокнуть за время танды, страшно приглашать, не просохши.
• Не позволять одежде «задохнуться». Ноты стирального порошка и плесени перебьют любой парфюм.
• Иметь носовой платок для утирания пота с лица. Кому жарко так, что не до элегантности, можно даже маленькое полотенечко заткнуть углом в задний карман, выходя на танцпол. Люди танго в среднем толерантней обывателей, но никакой партнерше не понравится, если ей размоет тушь или капнет в декольте.
• Щетина! Даже не видная глазу, она заставит краснеть и шелушиться женский носик, если он доверчиво припаркуется на мужской щеке. Поэтому «джентльмен бизнесмен бреется утром, донжуан тангоман – вечером.»
• В свою очередь, кавалеры очень не любят отстирывать воротнички от помады и тона. Проверить на пачкучесть надобно и дезодорант, а уж кремы с блестками в социальном танго – вообще моветон.
• Как советует Себастьян Арсе, парфюм правильно распылять на загривок, на дальнюю сторону шеи (левую) и на дальнее запястье (у партнера – левое, у партнерши – правое).
• Не успели принять душ перед милонгой? Влажные салфетки в помощь.
• Невежливо разуваться поблизости от столов, где едят. Если в северных широтах еще бывают милонги, на которых иначе не переобуться, то в Буэнос-Айресе вы сразу выкажете себя непутевыми туристами.
• Карманы надлежит освободить от объемных или острых предметов, от телефона в том числе. Все равно прерывать танец для ответа на звонок недопустимо. И да, режим вызова предпочтителен беззвучный.

Уход за одеждой – вопрос гигиены и стиля

Приветствия и приглашения

tango_kiev_karnavalАргентинская пылкость в дружеских отношениях покорила и северное полушарие. Встреча на киевской, минской, московской, рижской или парижской милонге выглядит примерно так. Оказавшись поблизости, девушки обмениваются чмоками с приятелями и приятельницами, выражая объятьями особые симпатии. Парни обнимают товарищей, как в старых фильмах. Между шапочными знакомыми достаточно здорованья, если оказались рядом, или приветственного жеста, если встретились глазами на расстоянии. Означает ли проявление радости, что этот человек сегодня с вами потанцует? Может, да, а может, нет: уж как звезды встанут.

В изначальной традиции Буэнос-Айреса, если пара пришла вместе, то и танцевать в этот вечер она будет только вместе; если вместе ушла, то это практически официальная декларация близких отношений; если поженилась и танцует с чужими – что-то тут не так. В тесных европейских танго-сообществах, где танго стало самоценным творчеством, а съем и сватовство – бонусным лотерейным билетиком, таких условностей нет. Эта пара пришла вместе с практики, дотанцевала, договорила, да и разбежалась охотиться из разных углов. Эта парочка всюду ходит рука об руку, но мужчина пригласил другую женщину – тем самым он показал, что его спутница тоже открыта для приглашений, вон как глазищами стреляет. Эти двое много танцуют вместе и сидят сейчас рядом. Может, друзья или больше того; может, один из них приезжий, а другой опекает гостя; может, оба поддерживают друг друга на незнакомой милонге. Немало мужчин предпочтут не встревать, ведь вокруг еще столько свободных тангер. Тот же, кто захочет и сумеет скабесеиться с чужой партнершей, приличия ради спросит разрешения на танец у ее кавалера, подойдя к столику пары. Вот эти сели в одну машину, потому что живут в одной стороне. А это бывший бальник считает делом чести хоть недалеко проводить свою лучшую партнершу за вечер.

Как третьему (третьей) вести себя по отношению к паре?

Искусство кабесео

cabeceoЗвучит кортина между тандами, оттанцевавшие разбредаются по залу, сидящие и стоящие оживляются. Самые нетерпеливые начинают приглядываться, особенно если ожидаются вальсы (обещанные А.), милонги (в которых так хорош Е.), или Ю. сейчас опять украдут. Самые искушенные ждут первых звуков новой танды, чтобы выбрать себе родственную душу для переживания скрипок Ди Сарли с вокалом Дюрана, шустрое тело для синкоп от Бьяджи, или правильную породу чертей для альтернативного типа-танго.

Партнеры и партнерши с доброжелательной ленцой сканируют зал, стараясь встретиться глазами с тем, кто интересен, и мягко увернуться от неугодных взглядов. По кодигос, кто ест, курит*, беседует, занят своим гаджетом, сумкой или одеждой, обут в нетанцевальное – плясать сейчас не расположен. А ежели дама сидит на милонге разутая, или сложила стопы на соседний стул, это значит «я в домике», и тому, кому удалось соблазнить эти усталые ножки на танец, выпала большая привилегия…

* В Киеве и большинстве европейских городов (кроме греческих) не курят в помещении милонги.

Есть! Взаимный интерес во взглядах разгорается в однозначное желание: «танцевать сейчас с тобой». Этот сигнал заряжен энергией, его можно почувствовать кожей, поймать в зеркале, распознать с пяти метров, подстрелить добычу на балконе театрального зала. Но нередко зрение подводит нас, и случается проглядеть шанс, принять на свой счет послание по другому адресу, или подать надежду сразу двоим.

Что делать близоруким, желающим танцевать без очков и линз?

Для гордого портеньо не так страшно безуспешно протаращиться на девушку своей мечты весь вечер, как подойти к партнерше, даже выбранной со скуки, и нарваться на отказ при всем честном народе. В древнем Буэнос-Айресе «неудачнику» надлежало тут же удалиться с милонги и за… затаиться, пока эль скандаль не забудется, а всем его друзьям никогда больше не приглашать зловредную гордячку. Нашему современнику достаточно сделать вид, что он вообще-то направлялся в туалет. Приглашать следующую барышню в ту же танду, как ни в чем не бывало (и принимать такое приглашение) – верх невоспитанности. В рунете укоренилось представление, что женщина тоже должна отсидеть танду, в которой столь явно отказала возжелавшему. Но, по этой логике, любой корявый нахал может напрочь вывести из игры каждую, до кого добежит. А ведь та «не виноватая, он сам пришел!» Разумеется, тактичней дождаться окончания мелодии, прежде чем выходить на танцпол с другим партнером. О целой же танде воздержания уместно говорить тогда, когда отказ был сформулирован со ссылкой на усталость.

Дабы не конфузить кавалеров и не неволить дам, в аргентинском танго сложилась традиция заключать неразрывный договор о намерениях на расстоянии. Проявить инициативу выразительным взглядом могут и мужчина, и женщина. Женская игра глазами называется мирада (исп. mirada, от mirar – смотреть). Со стороны мужчины следует легкий наклон головы в сторону танцпола – кабесео (исп. cabeceo, cabecear – кивать). Иногда еще он произносит одними губами пароль: «¿Vamos?» / «¿Bailas?» – пойдем станцуем? Женщина отвечает кивком, тогда мужчина направляется к ней. Оба стараются не терять зрительного контакта.

Приблизившись, насколько позволяют толпа и мебель вокруг женщины, мужчина повторяет приглашающий жест (кивает, протягивает руку, улыбается), и ей пора выйти к нему навстречу.

Киевские тангеры привыкли ждать, пока им галантно протянут руку, помогут встать, проводят на танцпол. Многие московские милонги также располагают к подобным церемониям. На международных марафонах всё закручено гораздо динамичней, так что партнер останавливается чуть дальше в поле зрения партнерши, и ни к чему заставлять его проделать весь путь. Допустимо подняться с мест одновременно, чтобы встретиться на танцполе. Но может статься, что соседка, по-восточному трепетно или по-западному нахально приняв приглашение на свой счет, окажется впереди. В неловкое положение попадут все трое. Придется кавалеру извиниться глазами перед избранницей и танцевать не с той, либо, объяснившись, отказать перехватчице.

Ну а если договор о намерениях не состоялся? Визави отводит глаза – «не сейчас», качает головой – «не сегодня», или рисует пальцем в воздухе дугу – «подождем следующей танды» (а это уже чисто славянское ноу-хау, вплоть до целых «аркад» по числу танд, оставшихся до ближайших вальсов, или неопределенного зигзага в то время, как губы выговаривают «потом»)). Тогда обе стороны продолжают охоту. На протяжении первой-второй мелодии в танде шансов получить приглашение / согласие больше. На третью обычно выходят с теми, в ком не уверены. Не всем понравится такое предложение. Но, может, человек отсутствовал или сидел отдыхал, а тут любимая песня. Если пара начала с третьей-четвертой мелодии, и танец складывается, по-хорошему стоит остаться еще на танду, на всякий случай переспросив согласия. Потому что вместо очевидного желания продолжить ответом может быть «давай послушаем, что будет», «если только не милонги» или «я вальсы обещал(а)». Не стоит принимать это на свой счет. Может, правда обещали, или сами не умеют танцевать милонги, или не всякая музыка заводит… или заводит, но с другим.

Между друзьями церемоний меньше. Можно подойти, перекинуться парой слов, и вывести разговор на «потанцуем?» Этот вариант удобен также для тех, кому зрение не позволяет кабесеить. Но нужно быть очень внимательным. Если человек не рад вашему обществу, не стоит испытывать его терпение «высиживанием». Результата не будет, а настроение испортится. Обижаться? Уговаривать? Боже упаси!

Особенно щепетильно к непрошенным приглашениям относятся мужчины, ведь невозможно быть лидером по принуждению. Вот как они это объясняют. По счастью, в Киеве с мужской инициативой и женской тактикой всё довольно гармонично.

Другие секреты бывалых

Поскольку хороший диджей компонует танды в строгой очередности – ТТМТТВ (танго, танго, милонги, танго, танго, вальсы), реже ТМТВ или ТТМТВ, а количество композиций в танде стабильно на протяжении вечера (танго ставят по 4, вальсов и милонг 4 или 3), «внутренние часы» опытных танцоров редко ошибаются. Так что, если кто договорился станцевать сегодня / через танду / милонги / конкретный оркестр, то нарушенное обещание запомнится как грубость. А представьте, что обманутая дева отвернулась от другого, потому что отказала первому, из-за того, что ожидала вас… и сама просидела, и партнеров настроила против себя!

Разговорчики в строю

milonga_kiev_shkola_aliento_del_tangoПоскольку танцплощадки призваны служить общению и знакомствам, у родоначальников аргентинского танго принято беседовать при выходе на танцпол и между композициями, так что чуть не по полпесни вся ронда стоит, не давая отдельным парам стронуться с места. В других странах разговорная часть сведена к минимуму. Точную длительность таких пауз на каждой конкретной милонге никто вам не подскажет: просто не напирайте на стоящих соседей и не тормозите, если ронда пришла в движение. Но уж коли начали танцевать – танцуйте молча. Иначе не войти в состояние совместной динамической медитации, колдовского транса, тангоманьего «Сумрака», выныривая из которого, порой и так двух слов связать не можешь

В этом правиле много уважения к музыке танго, к людям, ее создавшим, и к остальным танцорам. Как и в рекомендации «no music, no love». Импровизировать в тишине или во время кортины бывает прикольно и романтично, но «не тру». Исключение – объявленная диджеем cortina para bailar: сальса, рок-н-ролл или еще какая разрядка посреди долгой ночной милонги. Диджея не принято беспокоить заказами. Это все равно, что давать подсказки капитану корабля. Но можно улучить момент, когда он не слишком занят, и спросить, какой оркестр сейчас будет или как называлась понравившаяся мелодия.

Негоже комментировать свой танец: спрашивать, «а что щас было» (милонга – это вам не практика), поучать (только преподаватель и только на своем уроке имеет право делать замечания), даже извиняться за ошибки (ибо отвлекает от процесса). «В танго не бывает ошибок. Не то что в жизни. Ошибаешься – сделай вид, что так и надо, и танцуй дальше», – герой Аль Пачино мыслит, как настоящий тангеро. От настоящего тангеро можно услышать: «Что – «ну как»? Сейчас я танцевал не с ученицей, я танцевал с женщиной.» А от настоящей женщины… «Как он танцует? Со мной – прекрасно!»

Постоянной паре либо добрым друзьям бывает трудно удержаться от «разбора полетов» после милонги. Обратная связь полезна, но такие разговоры требуют чуткости, такта и устойчивой самооценки, чтобы рассуждения о качестве своего танца не воспринимать на счет своих мужских или женских качеств.

Практика: сотрудничество в паре

Когда говорить «спасибо»?

alientodeltango_at_remolino_festivalПо аргентинским понятиям, одна танда в одни руки – норма, две – привилегия, три подряд – похоже, у пары сегодня будет кофе (ну, вы поняли), или отношения уже сложились. Иностранцы, конечно, завели свои порядки. Например, в Стамбуле, как и во многих европейских городах, «двутанды» в порядке вещей, ведь за одну танду не всякой паре удается полностью раскрыться. Московские тангерос подолгу не отпускают понравившихся партнерш, и тангеры не спешат говорить партнеру «спасибо», если им было хорошо. А в небольших сообществах с короткими милонгами (таких, как Киев) и на оживленных фестивалях жадничать не принято. Никто не обижается, если ему уделили всего одну танду. Но и две-три-больше танд за вечер не обязательно означают «тили-тили-тесто», ведь хороший танец – еще не гарантия совместимости по всем прочим параметрам. Репутационный риск тут только в том, что прочие желающие с вами танцевать решат не дожидаться, пока вы упьетесь друг другом, и сосредоточат всё внимание на тех, кто меняется парами.

Вот танда подошла к концу. Можно остаться у края танцпола, молча или беседуя, до следующей, либо оставить себе свободу маневра – «Подождем, что за музыка будет?» Но уж если кто-то произнес «спасибо», то пора и честь знать. Вероятнее всего, его или ее уже не удастся закабесеить в этот вечер. Впрочем, ничто не мешает уточнить: «Потанцуем сегодня еще?» «Давай встретимся на вальсах?» «Чур, милонги за мной!» По желанию «спасибо» заменяют теплым прощальным объятием и поцелуем в щечку. Главное, не ляпнуть в ответ «пожалуйста».))

После хорошей танды ведомая не сразу возвращается в реальность. Благо, есть правило «положь даму, где взял» (или сопроводи туда, куда пожелает). Если на родине танго за завсегдатаями милонг закрепляются персональные места, то в Европе можно кочевать по залу, с готовностью освободить чужой стул по первому взгляду. Просто целесообразно находиться весь вечер в одном и том же квадрате местности, чтобы тебя легче было найти.

Увы, не всегда танда пролетает на одном дыхании. Иногда она тянется мучительно долго. Однако начинашкам не стоит переживать об этом. Их неловкость простительна. Их трепет очарователен. Их искренность бесценна. А всякий опытный танцор сам живо помнит свои первые шаги. Уж если кавалер пригласил новенькую, уж если дама приняла приглашение новичка, они и дотанцуют, незаметно скомпенсировав погрешности, и ободрят. Но если у младших товарищей раньше времени вырвалось обычное вежливое спасибо, могут неправильно понять. Учитесь выражать свою признательность комплиментами, улыбкой, взглядом.

Если, несмотря на взаимные старания принять друг друга и подстроиться, танец портит настроение, хоть на три-то мелодии всё же стоит набраться человеколюбия (особенно когда неясно, тебе ли неудобно, или с тобой неудобно). Две мелодии – это если старания оказались невзаимными. «Посадить» после одной – карательная мера, а сбежать посреди мелодии – публичная казнь за неадекватность. Он ей все ноги оттоптал, на ухо глупости болтал, за запрещенное хватал, и поясницу изломал. – Она не ходит, не стоит, поверх плеча с другим финтит, ведения не слышит, брыкается повыше

Романтические ритуалы

milonga@homeНа танцполе кавалер первым предлагает левую руку, а дама входит в объятие, выбрав комфортную дистанцию. В паузах между мелодиями уместно разомкнуть объятие, возможно, даже расступиться на полшага, чтобы обменяться словами или молчанием, сколько позволяют музыка и трафик, и снова сойтись.

С окончанием танды мужчина медлит отпустить женщину, показывая, что за ценное сокровище ему досталось. Аргентинец напоследок добавит цветистый комплимент-piropo («рубин»). «Прощайте, ангел с крылатыми ногами!» – например. Комплименты никого ни к чему не обязывают, «это как подарить незнакомке цветок» – подтверждение национального мужского характера. Нашим краям слишком пафосный слог не идет: напоминает смски, сочиненные на заказ. Да и зачем слова, когда танцующее тело говорит само за себя?.. Но если мальчикам по нраву и эта игра, пожелаем им непринужденности, а девочкам снисходительности. Не так важно, что сказано, если сказано искренне.

У пар, которые пары «по жизни», в танго сам собой складывается обычай начинать и заканчивать милонгу вместе. Первую свою танду за вечер хорошо танцевать с кем-то знакомым, приятным и привычным, кто не стесняется собственного несовершенства и поддержит тебя в минуту неуверенности. По определению это очень похоже на любимого человека, не так ли? Если же с доверием в отношениях есть проблемы, то танго послужит верной, хотя, может, и жесткой терапией.

Последнюю танду диджей стремится сделать самой вкусной. Опять-таки, логично, с кем разделить десерт и сказать последнее слово. Но если не довелось – есть еще один шанс. По традиции, об окончании милонги возвещает самое знаменитое танго La Cumparsita. Иногда даже две, благо, аранжировок «Кумпарситы» множество. Традиция предполагает, что ее танцуют с кем-то особенным. Чье сердце не занято, поищет себе свободную даму / кавалера, а уж если парочки застигнуты звуками Кумпарсы на танцполе вперемешку (поскольку хорошая милонга пролетает незаметно, да и кортина перед «Кумпарситой» ставится редко), то будет уместно разбежаться по родным объятиям.

Но любить одно и то же танго много лет из милонги в милонгу нелегко, даже в разных исполнениях. Поэтому каждая пара сама решает, какую танду назначить финальным аккордом своего танго-вечера.

Вот и все тайны «тайного ордена» (в первом приближении)). Приветствуем вопросы и дискуссии в комментариях.

Танго-этикет: 13 комментариев

  1. Маленькие хитрости невербального общения
    Terpsichoral Tangoaddict, пер. с англ. Н.О.

    • Выбирайте места, с которых открывается лучший вид. Но не столь на танцующих, сколь на сидящих: пусть ни вам, ни партнер(ш)ам не придется выворачивать шею, чтобы скабесеиться. Не садитесь против света или прямо под источником света – ваши глаза будет трудно видеть.

    • Не стоит подходить недвусмысленно близко, нависать сбоку, перегораживать линию взгляда – «да вот же я!» Если вы еще не сдружились на танцполе так, что вам наверняка будут рады, то кабесеить в упор столь же навязчиво, как и приглашать с руки.

    • Если некто глядит в вашу сторону и не реагирует на кабесео, значит, он(а) глядит не на вас: кабесеит кого-то еще, занят(а) своими мыслями, или делает вид. Не настаивайте, повторите попытку позже.

    • Вообще-то смотреть «сквозь» не слишком вежливо. Лучше сделать какой-то дружеский жест: помахать-поздороваться, кивнуть подбородком вверх, подмигнуть, — что означает: «я тебя вижу, мне приятно твое внимание, но прямо сейчас танцевать не пойдем».

    • Другое дело – флирт во время кортины. Этакое «предкабесео», пристрелка перед тем, как сделать выбор с первыми аккордами музыки. Настрой: «Я здесь, отлично выглядишь, потанцуем-ка сегодня!» Что, впрочем, как и всякий флирт, еще не означает никаких договоренностей…

    • Решая, с кем протанцевать эту танду, совершенно нормально поглядывать на нескольких партнеров (партнерш). Ничего недостойного нет ни в том, чтобы переключить внимание на новую цель, ни в том, чтобы стать ею. Если «объект» начал не с вас, а больше никого не хочется или не ловится, просто выждите: вдруг та его (ее) попытка не увенчается успехом?

    • Если на милонге очень людно и у вас много соседей, бывает нужно уточнить, что призыв обращен именно к вам. Оглядитесь, не кабесеит ли кто-то еще ваш «объект». Или можно беззвучно переспросить: «я?» – для этого мужчина обычно укажет себе на грудь, а женщина, к примеру, поднимет брови.

    • Взгляд, на миг смущенно отведенный, может быть расценен как «сброшенное кабесео», даже когда избранник уже направляется к вам. Чтобы этого не случилось, настоящая тангера продолжит улыбаться кавалеру, снимет ногу с ноги, распрямит спину, изготавливаясь встать…

    • Ну а вдруг обознатушки? Даму увели из-под носа – измените курс: может, вы хотели пересесть, поздороваться с ее соседкой или освежиться в баре. Вот если девушка вскочила навстречу тому, кто шел к другой, – это труднее замаскировать… И все-таки он не обязан нарушать уговор, спасая чужую честь. Достаточно просто извиниться, дружески обняться и проводить обратно. Точно так же и партнеру, который вроде как опередил счастливого соперника, случается услышать «извини, пожалуйста, я с Васей уже скабесеилась, вон он идет». Досадно, но не страшно. Ошибиться может абсолютно каждый.

    Тем, кто очень боится обидеть отказом: форма ранит больше, чем факт. Развивайте тему «мне приятно просто тебя видеть». На вас надвигается партнер, которого вы не кабесеили? Возьмите его за руку, усадите рядом, скажите пару светских фраз. Если понадобится вежливый отказ – по крайней мере, он сможет его расслышать, а оплошность будет сглажена. Нет места рядом? Встаньте, обнимитесь приветливо, отойдите в сторону для продолжения разговора, или к кулеру попить водички. – Н.

    • Вот еще несколько советов коллективного разума Танго-Без-Цензуры:

      1) Не садитесь туда, где уже много девушек — очень трудно кабесеить из стайки дам какую-то одну. Особенно трудно, когда из этого дружного женского коллектива на партнера направлено уже несколько ожидающих взглядов. Такие «женские места» партнеры могут просто обходить — выцепить кого-то одного трудно, а обидеть игнорированием можно сразу многих.

      2) Старайтесь на милонгах, где вы постоянно бываете, сидеть в одном месте — партнеры привыкают там вас находить.

      3) «Козырные» места — около диджея. Туда посматривают: когда будет кортина, что задумал диджей и пр. Но эти места чаще разбирают опытные партнерши и просто тщеславные личности. Хорошо «клюёт» у входа в зал и возле бара.

      4) Если милонга очень людная, постарайтесь попасться на глаза потенциальным партнерам. Особенно, если они в очках. Возможно, партнер просто не знает, что вы есть на этой милонге. А по причине многолюдности и большого зала, не видит вас из-за плохого зрения.

      5) Не стесняйтесь во время милонги подойти к скучающему мужчине и попробовать завести разговор — не приглашать его, а поговорить — и круг знакомых расширится, а может быть, и потанцуете.

      6) Среди партнеров есть те, кто переживает за нетанцующих дам. Эти партнеры характерны тем, что приглашают тех, кто засиделись. Иногда это хозяева милонги, иногда просто душевный взрослый партнер. Можно такому «душевному партнеру» намекнуть словом или взглядом… не звать его на танец, а именно намекнуть, что скучаете. Скорее всего, его сердобольная душа отзовется.

      7) Приглядитесь к партнерам в состоянии «гона». Есть хорошо танцующие партнеры, которые входят в некое лихорадочное трансовое состояние и танцуют с полной отдачей нон-стоп с разными партнершами. Есть смысл оказаться рядом в кортине и «попасться под горячую руку».

      8) Вероятность быть приглашенной в самом начале милонги или в самом конце — выше. Можно пытаться садиться недалеко от местообитания желанного, но до сих пор недоступного партнера на милонге, чтобы краем глаза иметь возможность за ним наблюдать. Тут самое главное НЕ проявлять активность, а ждать. Партнер должен расслабиться и не чувствовать себя в вашем обществе объектом охоты, иначе попадете в черный список.

      9) Главное, безусловно, не делать глобальных выводов и не принимать нетанцованность на свой счет — это не более чем ситуация, а не оценка вас как человека. Не «никто не танцевал» (так, в общем-то, бывает редко и только в сообществах с большим гендерным дисбалансом), а «не танцевал вот этот и вот тот». Сразу находится куча если не утешительных, то разумных и решаемых (либо пренебрежимых) объяснений. А конкретика всегда видится менее грозно, чем обобщения.

  2. А вот как смотреть не надо, по наблюдениям ироничной москвички Radistka-cat:

    «Взгляд побитой собаки». На вас смотрят так, словно хотят сказать: «ну конечно же, Вы меня никогда не пригласите, и даже не заметите, ведь я такая ничтожная личность, но может быть, ну хоть когда-нибудь??… ах, нет! Никогда!» В случае ответа – смотрящий в ужасе отворачивается, прячется под стол и там бьется в конвульсиях.

    «Убийственный взгляд». На вас смотрят так, будто вы уже три года как заняли у объекта тыщу баксов и ходите с тех пор с видом, что ничего не было… В случае ответа – не знаю, но в случае неответа (тем паче отказа) – можете схлопотать в челюсть.

    Кабесео «в себя». По сути, на вас и не смотрят: объект сидит, погруженный в прострацию, взгляд его направлен внутрь, мысли витают в неизвестном… Науке неизвестны реакции, как в случае ответа, так и игнорирования. Как, в принципе, и иные реакции данного типа.

    «Донжуанское» кабесео. На вас смотрят, когда танцуют с другой (другим), тетешкают кого-то на коленях, заигрывают не с вами, или иное. В случае ответа – вовсе не обязательно, что, закончив танец или иное, вас пригласят. В случае приглашения, нет гарантий, что оно будет на танец.

    Ситуация с кабесео «у нас на деревне» (на территории большей, чем Москва и РФ) напоминает басню про мартышку и очки… Каждый что-то слышал, что-то понял, диапазон мнений разлетается от «аргентинского атавизма, неприменимого в нашей жизни,» до «Священного Правила, позволяющего танцевать Настоящее Аргентинское Танго».

    Кабесео – это система, не просто необходимость сверлить объект желания взглядом. Это комплекс мероприятий, включающий и наблюдение за тем, кто и как танцует (не с целью понять, кто круче, а чтобы увидеть манеру объятия, тип отношения ко второму в паре, превалирующее настроение, то, как человек слышит и интерпретирует музыку, и еще кучу мелочей, важных именно для вас). Тут хочется вспомнить слова Грасиэлы Гонсалес о том, что если, например, женщина не видела, как танцует мужчина – она может спокойно отклонить его кабесео, ведь она не знает, на что она соглашается. И это не просто о том, насколько хорошо он танцует. Это о гораздо большем – о том, почему женщина, принимая приглашение, принимает манеру мужского танцевания. Или не принимает мужчину, и не танцует с ним.

    Если вы не видели или не помните, как человек танцует, то единственным критерием и источником информации будет тот самый взгляд. И тут кроется безмерная палитра оттенков смысла (чаще всего вскрывающая наше безмерное же неумение и неготовность к контакту). Это не просто посмотреть по-нашему, по-северному, в общем. Это – сказать взглядом «Я Сейчас Хочу с Тобой Потанцевать». Что поставит перед нами неприятные вопросы: а действительно ли хочу? а сейчас? а с тобой ли? Без утвердительного ответа на них вызов не пройдет.

    Уверяю вас, что взгляд на человека с целью оценить, как он(а) выглядит / одет(а), с целью вспомнить, где вы его (ее) встречали раньше, и с целью позвать потанцевать – это абсолютно разные посылы, причем намерение легко считывается даже теми, кто ни о каком кабесео не слышал. Наши реалии ложатся в основу юмористической части этой статьи. Чаще всего мы или боимся позвать взглядом, или «я смотрю-смотрю, и?!»

    А никто не обещал что «и» будет. Кабесео – игра, а в игре глупо принимать что-то всерьез.

    В игре-кабесео нет ничего постоянного, нет «навсегда», обязывающего и приковывающего цепями. Да, может быть не та музыка или настроение, может быть, сейчас «ведется охота» на кого-то другого. Это не значит, что ваш мэссэдж не принят: вполне возможно, через пару танд уже вас будут кабесеить (хотя, конечно, в этот момент эго вопит «меня?! в очередь!? да я ж!») Может быть, сегодня не ваш день, а может быть, ваш день наступит через пару лет или никогда. Ваш выбор — играть дальше или обижаться. Помните, на этом поле все равны, таковы уж правила этой игры. Тот, кого вы сверлите глазами, был на вашем месте, и не раз. ;)

    А может, его внимание занято разговором / наблюдением за танцполом / собственными мыслями. И, значит, настроя танцевать сейчас меньше, чем надо для танго. Ведь милонга – это не МакДоналдс. Быстрее поднять флажок «Свободная касса», чтобы, едва его опустив, тут же снова поднять, интересно в первый год на милонгах (а некоторым и того меньше). Танго – это всегда шанс на чудо, и то, что оно может и не случиться, делает игру только интереснее.

    Конца у этой сказки нет. Играйте, пробуйте и помните: «есть гарантированный способ улучшить результативность кабесео – и это не окулист :)»

  3. Уведомление: Процитировано: milonga.by

  4. Ирина: – Не обладая орлиным зрением, была довольно активной противницей кабесео. А потом, ничего, втянулась :))) И знаете, как-то получается. Волшебство какое-то. Падаммм!!! Выдаю ноу-хау! Главное – смотреть в направлении желаемого предмета, пардон, партнера. А если он смотрит тоже примерно в твоем – сделать головой небольшой наклон, который при желании с его стороны может быть принят за кабесео. Но в то же время, с точки зрения незаинтересованного наблюдателя, выглядящий как непроизвольное движение головой: либо в разговоре с собеседником, либо в такт музыке и т.п. :))) Проверено, ежели партнер тебя кабесил – после этого встает и направляется к тебе! А ежели не тебя, то остаемся при своих.

  5. Поскольку на милонгах Буэнос-Айреса прежде бытовала, да и сейчас встречается раздельная рассадка мужчин и женщин, так что дама в обществе мужчины считается «чейной», жадные до танцев чужеземцы скрестили кодекс милонги со своею бальной этикой. Иной аргентинец, буде кто испросит разрешения потанцевать с его соседкой, не сразу и поймет: «ты что, меня приглашаешь?» Но вежливость излишней не бывает, а потому будем учитывать международные обычаи светского обхождения.

    Алексей М.:

    1. Сначала надо с помощью кабесео заручиться согласным кивком дамы (важно, чтоб она сидела, пока ей не подадут руку).
    2. Подойти к паре и спросить разрешения у кавалера.

    3. Кавалер НЕ может отказать – он знает, что приглашающий не подошел бы, не заручившись согласием дамы. Если же сомневается в исполнении этого требования, то может спросить у дамы. Если она не выражает однозначно трактуемого согласия – значит, она делегировала отказ кавалеру, и он вежливо отказывает приглашающему.

    4. В случае согласия приглашающий благодарит кавалера и только после этого помогает даме встать.

    5. После танца обязательно вернуть даму туда, откуда взял, поблагодарить её и снова поблагодарить кавалера.

    Если ты не спросишь формального разрешения у кавалера – никто и внимания не обратит, разве что сама пара тщательно это блюдет. Если спросишь разрешения у того, кто кавалером не является – ничего страшного. В конце концов, ты разнял собеседников, а на это вполне вежливо спросить разрешения. Ну а если это действительно пара и ты выполнил эту формальность, то тебе только плюсик в джентльменскую карму. Всем участникам это ничего не стоит, но всем приятно.

    Для девочек. Ответить на кабесео. НЕ ВСТАВАТЬ, пока не подадут руку! Если кабесео не было и танцевать не хочется – дать понять это кавалеру: устно, мимически, отрицательным мотанием головы, ну или как там у вас с ним принято. Если хочется – улыбнуться, кивнуть или озвучить. Встать только на поданную руку. После танца дать проводить себя на место.

    Алексей В.:

    С «парными» главное правило – уважать тот факт, что это пара. Нельзя:
    — вклиниваться (любым способом) в текущее общение пары;
    — не поздороваться / не попрощаться с обоими одинаково;
    — становиться спиной к одному из них, приглашая другого, или даже просто ради разговора с ним;
    — проявлять явно более близкое отношение, чем у участников пары друг к другу.

    Из бального этикета:

    В ситуации, когда вашу спутницу пригласил на танец ваш знакомый, галантным будет пригласить его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.

  6. «Со мною вот что происходит: совсем не та ко мне приходит,
    мне руки на плечи кладет и у другой меня крадет…»

    Андрей С.: С перепугу делал вид, что не заметил выскочившей, и продолжал движение к выбранной. Потом без проблем кабесеил ту, что ошиблась.

    Ирина К.: Часто кабесеишь-то человека, с которым хочется не просто вообще, а именно сейчас… А тут такой облом.

    Alexey M.: Если с той, что вскочила, танцевать я не собираюсь ни сейчас, ни в будущем – извинюсь и буду танцевать с той, с которой изначально хотел. Если «ошибочная» партнерша мне интересна – потанцую с ней, ничего не сказав. Потом обязательно найду первую, вплоть до «ручного» приглашения (без кабесео), и потанцую с ней. Кабесеить тоже можно, просто настойчиво и целенаправленно, а не вот это наше развязное «а можно всех посмотреть».

    Boris H.: Если первая дама заметила, извиниться перед второй, пригласить на потом, и танцевать с первой. Если же нет, танцевать без извинений. В любом случае, танцевать со второй в какой-то момент, даже если она не была «в плане». А то женщины, знаете, разговаривают друг с другом. Так создаются репутации.

    Olga M.: В моей практике, когда приглашали меня, а выскакивала другая, мужчины поступали как одним (говорили, извини, не тебя, и шли ко мне), так и вторым образом (танцевали с выскочившей, потом дико извинялись передо мной). В случаях, когда мужчина танцевал таки со мной, он очень часто сразу же потом ошибившуюся даму приглашал, чтоб ей не так обидно было.

    В последний раз, когда выскочила другая дама, я все же рада была узнать, что это была ошибка, а не я неправильно поняла. Потому что я сидела и думала, «блин, как же я могла ошибиться? мы же с ним 5 раз удостоверились!» Потом эта дама сама пришла ко мне извиняться, а потом уже и он обьяснил, что она вылезла через три ряда и отправить ее назад, не сделав сцену, было невозможно. Но я не обиделась, мы с ним всегда потанцуем и так.

    Neacat: Моё имхо – идеологически правильнее танцевать с тем, с кем хотел (здесь и щас), а не с кем случайно опаньки, но с другой стороны я вполне могу понять, когда типа джентльмен и ситуация и прям неловко ставить случайно попавшую даму в неловкое положение, с другой стороны – всегда ли столь ли уж оно неловко? и всегда ли столь ли уж оно случайно?.. имхо, лучшая джентльменская заботливость – это по мере сил не создавать у приглашаемых дам непонятностей а-ля кивнул в женский столик и ушёл себе к танцполу ждать, которая выйдет…

    Елена Х.: Честно говоря, я плохо воспринимаю, когда партнер идет ко мне, а потом танцует с выскочившей передо мной дамой. Даже если он делает извинительный жест, находясь уже с ней в паре, и даже если на следующую танду он приглашает меня. Мне важно, что мужчина умеет следовать за своим желанием, а не плыть, куда ветер подует. Я стала любить, когда хотят танцевать именно со мной. Дуться потом не дуюсь, танцуем, но, как мне кажется, это уже немного другое танго с моей стороны. Искренне не понимаю, что некоторым важнее быть гусаром для случайной женщины, чем внутренним гусаром для той, которую ты выбрал и с которой уже договорился, пусть и путем кабесео.

    Аргона: уважаемые джентльмены, когда утверждают «ничего страшного, приглашу ту, что хотел, на следующую танду», почему-то забывают, что в процессе участвует еще и музыка… а ведь часто бывает, что, например, ритмику с партнером с удовольствием танцуешь, а вот мелодику или вальс — ни-ни — или наоборот ((( ведь не только мужчины партнерш под определенную музыку и настроение выбирают, но и дамы не подо все и не со всеми кабесеются! а вы говорите: фигня вопрос, извинился и потанцуем следующую танду ((( так что всегда думайте, кто для вас дороже: та, с кем скабесеились, или та, что на перехват пошла ;)

    Елена Ж.: А вдруг там была такая невозможно прекрасная танда, о которой я всю жизнь мечтала, а «в утешение» мне потом достанется какая-нибудь фигня. Что еще сильнее ухудшит настроение.

    Галя А.: Ох, сколько раз по глупости я с места выскакивала… И всегда меня танцевали – за что отдельное спасибо партнерам! Но однажды попался партнер, который доходчиво показал, что даже прекраснейшую танду можно убить, если танцевать хотелось не со мной. Такого ледяного танго больше в моей жизни не было. Ну и вскакивать раньше времени тоже отучилась. Кстати, оч часто на марафонах продвинутый партнер, видя, что 3-4-…-10 дам смотрят в его сторону, а он-то хочет только одну, идет к дамам по странной траектории (в обход, не по танцполу), так что у остальных дам не возникает желания встать, т.к. точно видно, что партнер идет мимо.

    Марина М.: Случается, что скабесеишься издалека с кем-то глазами, выражением лица, вот он встает и идет к тебе, ты улыбаешься, встаешь, вот он ближе, и тут ты видишь, что что-то не так, и вдруг за тобой встает другая девушка и О!О!О!О! при приближении видно, что он смотрит на неё, а не на тебя! Хотя вы абсолютно на одной линии, издалека ошибиться очень легко. Что спасло ситуацию и я не успела выйти навстречу, – это то, что он смотрел ей в глаза, а она ему! Они шли на сближение, не разрывая кабесео! С тех пор я всегда слежу за глазами )))))

  7. Есть кое-что похуже, чем запах пота. Это запах сырости, который начинает издавать, казалось бы, чистая одежда на чистом теле, нагревшись от испарины, если она была плохо выполоскана или какое-то время полежала влажной без доступа воздуха (например, в пакете после милонги или в машинке после стирки). Особенно это актуально, если в вашем кране жесткая вода. И даже глажка не всегда спасает.

    Алексей М.: Экспериментальным путем пришел к тому, что надо сыпать минимум порошка (часто сыплют «чем больше, тем лучше»), стирать не менее чем при 40 градусах (но учтите, что если стирать при 60, белье быстро износится), использовать дополнительное выполаскивание, отжимать на максимально высокой скорости. Машинку раз в полгода чистить (фильтры и места в резиновых уплотнениях, где может скапливаться осадок) и проводить стирку вхолостую на незагруженной машинке с выставленной максимальной температурой и без порошка.

    Анна А.: Кроме всех вышепречисленных причин, связанных со стиркой и сушкой вещей, такая проблема возникает еще у определенных видов тканей, а именно используемых при изготовлении футболок, поло и им аналогичных изделий. С рубашками не так. И тут, к сожалению, ты не угадаешь, покупая вещь. Запах появляется после N-ного количества стирок. Можно лишь сказать, что если уже вдруг кто унюхал такое, то ее больше не следует надевать.

    Ольга К.: Это потому что ткань для футболок и поло имеет более рыхлые волокна, со временем пот в них въедается. При высокой температуре белковые молекулы денатурирют, фиг потом отстираешь. Лучше 30-40 град (для бактерий достаточно) и что-то жидкое типа ваниша от пятен.

    Юрий К.: просто надо надевать только 100% хлопок, или еще лучше лён.

    Владимир Г.: Есть еще советы — не упиваться жидкостью перед милонгой. В танце не напрягаться и глубже дышать. «Танцевать партнершу», а не скакать самому. Тогда можно и пиджак не снимать :)

  8. Чем вывести пятна от косметики? Поскольку в ней присутствуют жиры, хорошо справляется средство для мытья посуды. На деликатных тканях может сработать мицеллярная вода (ватку хорошо смачиваем, плотно прижимаем и часто меняем). В тяжелых случаях применяются пятновыводители Dr. Beckmann.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s